"Сильфида" 13.10.10 г. - Е.Образцова и А.Баталов

Oct 14, 2010 23:13

Спектакль получился очень хорошим. Несмотря на статус абонементного -)
Когда я увидела в составе вчерашнего спектакля Е.Образцову, то поспешила купить билет. В зале было полным-полно детей всех возрастов. В моей ложе сидели три очаровательных зрителя дошкольного возраста. С удивлением могу констатировать: дети вели себя очень хорошо, были заинтересованы происходящим на сцене. Конечно, мамам приходилось отвечать на многочисленные вопросы; но всё же эти маленькие зрители вели себя гораздо приличнее, чем многие и многие вполне взрослые дяди и тёти, приходящие в Мариинский театр.

Танцевали:
Сильфида - Евгения Образцова, Джеймс - Андрей Баталов, Эффи - Надежда Батоева,
Мэдж - Ирина Прокофьева (первое выступление),Гурн - Юрий Смекалов.
Дирижировал М.Агрест.

Балет «Сильфида» в хореографии Бурнонвиля я очень люблю. Спектакль Лакотта тоже интересен, конечно, но именно датский спектакль кажется мне идеальным воплощением понятия «романтизм в балете». Вот и вчера, сидя в ложе второго яруса, я с большим удовольствием наблюдала за, казалось бы, незамысловатым сюжетом. Как хорошо продумана каждая мизансцена! Столько милых деталей… Гнёздышко, которое Сильфида снимает с ветки; подарки к свадьбе - сумочка, пряжка, шарф… Все эти камины-кресла, в которых «пропадает» Сильфида… Не говоря уж о «цирковом трюке» - трапеции, на которой пролетает Сильфида в волшебном лесу. По-моему, подобные мелочи очень украшают этот балет.

Образцова выглядела замечательно. Особенно ей удались позы, в которых застывает её героиня. Силуэт Сильфиды, возникший в окне, был прелестен! Очень хорошо прошли у Жени все пантомимные сцены. Тем не менее, я не могу сказать, что станцевала она безупречно. Иногда они с Агрестом просто не понимали друг друга и расходились в темпах (кстати, валторны привычно «налажали» во втором акте -:(( , и вообще к оркестру у меня были претензии). Иногда хотелось большей лёгкости в прыжках. Да-да! Милая, очаровательная Сильфида порхала всё же не так «воздушно», как хотелось бы мне, зрителю (да, я зануда - признаЮсь!). Иногда руки танцовщицы казались чересчур напряжёнными. Вот что мне очень понравилось - так это туры в аттитюде, которые Сильфида делает в большом па-де-де второго действия! Кстати, в артистической ложе сидели Р.Абдыев и Г.Комлева - репетиторы этого спектакля. Похоже, Женя готовила этот балет именно с Комлевой.

Насколько мне известно, Абдыев Джеймса не танцевал (по крайней мере, в Мариинке). Комлева когда-то, будучи уже на закате карьеры, станцевала «Сильфиду». Я была на одном её спектакле, когда Джеймса впервые танцевал Рузиматов. Балерина, которой было не меньше 45 лет, «заткнула за пояс» молодого партнёра. Фаруху тогда просто не хватило терпения, как мне кажется. Конечно, он был полон сил и энергии. Но «Сильфида» требует безупречности исполнения всевозможных прыжков с заносками, иногда в очень быстром темпе и практически над самым полом. А Рузиматов по привычке прыгал высоко и размашисто - как в «Корсаре» и «Дон Кихоте»… В общем, как мне кажется теперь, через 25-27 лет после этого спектакля, танцовщик просто вышел на сцену недостаточно подготовленным. Не знаю, как он танцевал «Сильфиду в дальнейшем», и танцевал ли её вообще.

Зато Комлева показала, что является высочайшим профессионалом. Кстати, сидела я тогда в первом ряду партера - куда уж ближе! -) Видела, что балерина немолода. Прыгала она не слишком высоко, зато в момент толчка (и приземления - тоже) казалось, что эта Сильфида не имеет веса. Такие вот воспоминания о том давнем спектакле возникли в моей голове вчера -)

Раз уж я пустилась в воспоминания, то просто не могу не упомянуть Еву Евдокимову, которая станцевала большое па-де-де Сильфиды и Джеймса на гала-концерте в честь 75-летия Дудинской (когда-то балерина проходила курс усовершенствования у Дудинской). Было это в 1987 году. Партнёром Евдокимовой выступил наш молодой танцовщик К.Мельников.

Боже ты мой, чтО этот было! Все наши штатные Сильфиды померкли на фоне Евдокимовой, причём безоговорочно -(( Она, вроде бы, танцевала тот же текст, что и у нас в театре. Но КАК! Пресловутое вращение в аттитюде было исполнено фантастически. Я не могла понять, как она «толкается», придавая динамику своему телу, и как она умудряется в этой позе вращаться с полным эффектом невесомости. А прыжки! А руки! Эта Сильфида парила над бренной землёй, лишь иногда удостаивая её вниманием своей ножки… Публика вопила от восторга! На финальных поклонах этого гала Евдокимова вышла на сцену среди других участников концерта, будучи уже одетой в цивильную одежду. Зал опять заорал, а балерина выглядела смущённой и растерянной…

Из наших исполнительниц этого замечательного балета могу выделить М.Куллик. Они с В. Кимом танцевали полную версию второго акта. Дуэт Сильфиды и Джеймса сейчас сильно сокращён (минимум на 10 минут). У каждого должно быть по несколько вариаций…

Был ещё один чудесный дуэт - Е.Евтеева и С.Вихарев.

Вернусь всё же к спектаклю, увиденному вчера.
Баталов понравился, но понравился умеренно. Если честно - большего я ждала от его прыжков, особенно в первом акте. Этот танцовщик не является ярким артистом, зато всегда отличается крепкой прыжковой техникой. Наверное, Бурнонвиль - это не совсем его балетмейстер.

Кто притягивал к себе взгляды зрителей в этот вечер - так это Смекалов - Гурн -) Долговязый, какой-то «недотёпистый» Гурн очень переживал, что Эффи выходит не за него. С радостью кинулся разоблачать соперника, когда увидел, что Сильфида спряталась в кресле под покрывалом. Как он был разочарован, когда эта представительница «нечистой силы» исчезла! Конечно, все исполнители этой партии играют одни и те же мизансцены, но у Смекалова герой получился очень колоритным -)

Н.Батоева-Эффи была очень на месте. Мне трудно представить эту танцовщицу в роли той же Сильфиды - настолько она «земная». Как раз такая, какая и нужна для роли Эффи.

И.Прокофьева очень понравилась мне в роли Мэдж. По-моему, замечательный дебют у неё состоялся!

Публика очень хорошо принимала спектакль. Это приятно, потому что артисты заслужили хорошие аплодисменты.

Подведу краткий итог.
К сожалению, в последние годы «Сильфида» в Мариинке превратилась в «дежурное блюдо». Когда труппа уезжает на гастроли, в театре остаются те, кого на эти гастроли не взяли -( И дают они, как правило, «Сильфиду».

Прошли те времена, когда заглавную партию танцевали ведущие балерины, а премьеры блистали (впрочем, с переменным успехом) в партии Джеймса. Престиж спектакля почему-то упал. -(( У меня есть очень простое объяснение этому факту: спектакль очень трудный по стилистике. Работать над ним надо много, и не всем он «даётся». Кстати, чисто внешне сложная хореография «Сильфиды» многим зрителям кажется очень простой -( По крайней мере, я довольно часто слышала и слышу такое утверждение от своих знакомых.

В Вагановском училище учеников в основном учат русской и советской классике… Вот и получается, что детей порой «натаскивают» на сложные трюки, не отрабатывая с ними мелкую технику. Конечно, и над «Сильфидой» работают тоже (ведь спектакль есть в репертуаре Мариинки). Но, как мне кажется, недостаточно. Возможно, я неправа.

Илья Петров на выпускном спектакле очень понравился мне в дуэте из «Сильфиды». Кстати, они вместе с Василием Ткаченко вчера были заявлены в мужской «двойке». Ткаченко я узнала -) Возможно, Петров так сильно изменился, что его лицо показалось мне незнакомым, но у меня всё же подозрение, что в итоге на сцену вышел другой танцовщик. В общем, я всё жду, что когда-нибудь Илья дебютирует в «Сильфиде» на сцене Мариинского театра в партии Джеймса.

Фотографии с поклонов:
 

Е.Образцова и А.Баталов. Не правда ли - Женечка очаровательна!


Главных героев вызывали довольно долго... Они это заслужили!

Сильфида, Смекалов, Образцова, Баталов

Previous post Next post
Up