На этот концерт пошла, вдохновившись концертом Ярусски -) В конце концов, барочную музыку в хорошем исполнении у нас услышишь нечасто…
Вот программа концерта:
Барочный ансамбль «Артс Флориссан»
Марк-Антуан Шарпантье
«Актеон» (Пастораль)
Юнона - Хилари Саммерс (меццо-сопрано)
Аретуза - Эмманюэль де Негри (сопрано)
Диана - Кэтрин Уотсон (сопрано)
Дафна - Ана Куинтанс (сопрано)
Гиала - Селин Риччи (сопрано)
Актеон - Эд Лайон (контратенор)
Генри Перселл
«Дидона и Эней» (опера)
Дидона - Соня Йончева (сопрано)
Эней - Андреас Вольф (баритон)
Белинда - Эмманюэль де Негри (сопрано)
Колдунья - Хилари Саммерс (меццо-сопрано)
Вторая дама - Кэтрин Уотсон (сопрано)
Первая ведьма - Селин Риччи (сопрано)
Вторая ведьма - Ана Куинтанс (сопрано)
Дух - Эд Лайон (контратенор)
Моряк - Дамиан Уайтли (бас)
Когда-то в 80-е годы к нам приезжал театр из Алма-Аты. Давали они «Дидону и Энея» с Розой Джамановой - Дидоной. Не сподобилась я тогда сходить и послушать Пёрселла -(( Вроде бы у нас в Консерватории тоже кто-то пел эту оперу… Полагаю, что всё-таки не так профессионально, как вчера это сделал ансамбль из Франции.
Обе оперы были написаны в 17 веке. В антракте один пожилой зритель сказал: «Да, а у нас-то в России в это время совсем другие развлечения были»-))
Оркестр находился в центре сцены. Играли они изумительно! Как только раздались первые звуки, я сразу же вспомнила «Солистов Екатерины Великой». Сравнение было не в пользу последних -( Кристи, восседая за клавесином, дирижировал. Правда, видели его не все музыканты. Уж как они умудрялись следить за дирижёром - для меня осталось загадкой. Может быть, они и не следили? -:))
Артисты появились из боковых проходов партера. Все - стройные (за исключением меццо, но об этом - позже-)) Женщины - в очень красивых платьях. Хор весь был в чёрном, платья солисток отличались друг от друга цветом и покроем (художник по костюмам - Стефании Зани). Вроде бы и концертное было исполнение, однако режиссёр (Венсан Буссар) всё же поработал над сценическим движением. Мужчины на «Диане и Актеоне» все появились босиком)) Да и женщины в основном тоже были босые. Кстати, это смотрелось очень необычно. Актеон, превращаясь в оленя, сначала упал на колени, а потом вообще растянулся на полу. Некоторые солисты и хористы бегали по кругу -)) Артисты постоянно передвигались по сцене, обходя оркестр со всех сторон. И т. д., и т. п.
Заявленный как контратенор Э.Лайон на деле оказался обыкновенным «лёгким» тенором (на мой дилетантский слух). Пел очень даже неплохо. Возможно, он взял пару-тройку «контратеноровых» нот, но в целом его пение воспринималось именно как пение «теноре ди грациа».
Понравилась мне и К.Уотсон - Диана.
Когда на сцене появилась большая-пребольшая Юнона - Х.Саммерс (в туфлях на каблуках), я как раз услышала голос контратенора -)) Кое-кто, кстати, вообще усомнился в принадлежности этого меццо к женскому полу (без шуток - об этом в интернете прочла). Конечно, несмотря на высоченный рост и большой размер ноги, перед нами всё-таки была женщина. Потом я попыталась проанализировать, чтО же натолкнуло меня на эту мысль: «Поёт контратенор!»? Ответ лежал на поверхности: по моему мнению, большинство контратеноров поют немного искусственным голосом, похожим на голос меццо-сопрано. Вот такая искусственность, если можно так сказать, мне и почудилась в двух героинях Саммерс (обе, кстати, были злодейками). Обычно меццо звучат гораздо богаче… Певица как будто бы специально пела «плоско», одной краской. Либо так у авторов написано, либо у неё такой специфический голос - «контратеноровый» -))
В «Дидоне и Энее» все пели хорошо. Очень эффектная внешне Дидона - С.Йончева, однако, иногда допускала кое-какие погрешности (опять-таки, на мой дилетантский слух). Партия Энея оказалась не слишком большой. Баритон (А.Вольф) мне понравился.
Замечательно спели двух ведьмочек С.Риччи и А.Куинтас! На поклонах им кричали «брави!», несмотря на то, что партии у них оказались совсем небольшие. Певицы пели очень выразительно - противным, «шипящим» звуком (как и положено ведьмам).
Э. де Негри, певшая, казалось бы, второстепенные партии Аретузы и Белинды, имела у публики ничуть не меньший успех, чем певцы, исполнявшие главные роли.
Зал был практически забит под завязку. Какая-то камера снимала оба действия. Уж не знаю - для короткого репортажа в новостях или для показа обеих опер целиком.
И всё же… Лучшими, по-моему, в этот вечер были хор и оркестр.