Вот иногда я себя спрашиваю: почему я люблю «Баядерку» едва ли не больше, чем другие классические балеты? Ну, по крайней мере, не меньше? Ведь там откровенно «клюквенный» сюжет (какая же это Индия, в самом-то деле?), а музыка - в стиле «трам-пам-пам» (куда уж Минкусу до Чайковского или Глазунова). Может быть, люблю из-за акта теней? Конечно, тени я люблю… И всё же - ответ очень прост. Я люблю «Баядерку» за то, что в этом балете есть что танцевать и есть что «переживать»-) Простор для воображения - колоссальный! И зритель может вообразить себе совершенно разных героев, и сами артисты могут в рамках сюжета разыграть самые разные истории - от высокой трагедии до «мыльной» мелодрамы.
Вы спрОсите, что нравится мне? Отвечаю: мне нравится всё, что может меня убедить. Если балерина танцует жрицу по своему призванию (как Лопаткина, например), или просто влюблённую женщину, которая тяготится своим положением баядерки (как, например, Вишнёва) - я с большим интересом посмотрю на этих Никий и порадуюсь-)) Я с удовольствием буду следить за главной героиней, если исполнительница не просто чисто станцует свою партию, но и расскажет свою историю баядерки Никии…
Очень давно ждала, когда же, наконец, Кондауровой дадут станцевать «Баядерку». Дебют в «Лебедином озере», казалось бы, подтвердил готовность Екатерины к балеринским партиям. Но Никию пришлось ждать долго… Наконец, свершилось!
В спектакле дебютировал и Солор - А.Ермаков. Видела его как-то в концертах в гран па из «Баядерки», когда он танцевал с Петушковой, да ещё в па-де-де из «Корсара» (партнёршей была Евсеева). Вроде бы, всё было не провально, но и не блестяще. Но, рано или поздно, молодёжи должны давать шанс. На сцену должны выходить новые Никии и Солоры, иначе - «прервётся связь времён»…
Я считаю, что два дебютанта на один спектакль - это всё же многовато. Когда более опытный партнёр выводит на сцену молодого (неважно, кто выступает в роли опытного - балерина или премьер), у молодого больше шансов выступить удачно. С другой стороны, при удачном двойном дебюте может сложиться новая пара.
Новая пара оказалась красивой-)) Екатерина в театре - признанная красавица. А вот про Андрея чаще говорили: «парень с неприметной внешностью». Оказалось, что грим всё же творит чудеса! Так часто бывает, и очень часто бывает именно в балете. К тому же, понятие «мужская красота» - очень растяжимое-)) А фигура у Ермакова хорошая. По крайней мере, для такого балета, как «Баядерка».
Итак, танцевали: Никия - Е.Кондаурова (первое выступление), Дугманта - Ф.Лопухов, Гамзатти - И.Голуб, Солор - А.Ермаков (первое выступление), Великий брамин - С.Кулаев, Раб - С.Саликов, Магедавея - А.Куликов, индусы - А.Соколова (первое выступление), И.Баймурадов и В.Щербаков, Божок - А.Тимофеев, Ману - Е.Чепрасова, тройка теней - Е.Чепрасова, Н.Гончар и Д.Васнецова. Дирижировал Б.Грузин.
Примерно два года назад Сослан Кулаев дебютировал в партии Великого брамина. Дебют был неудачным. Помню, что мне было откровенно смешно тогда, когда на сцене происходили события с участием этого персонажа. Вчера же Кулаев был совсем другим. За последний сезон артист здорово прибавил в актёрском мастерстве. Жалею, что до сих пор не видела его Гамаша. Говорят, эта роль - самая большая удача Кулаева.
Великий брамин был молод и влюблён. В первой картине он мне понравился. Поскольку сидела я у самой сцены, то за исполнителями наблюдала очень пристально, видела их глаза (возможно, лучше было бы, если бы моё место находилось чуть дальше от сцены, но что есть - то есть). Брамину нелегко далось безразличное выражение лица, когда появилась Никия. Признавался ей в любви он порывисто (что меня удивило и даже порадовало). Корону снял с головы легко. Если бы Никия согласилась принять его любовь, кто знает - может быть, этот Брамин тоже решился бы предложить ей убежать с ним на край света, как Солор? В общем, линия сюжета «Брамин - Никия» неожиданно приобрела свежесть. Обычно Брамина играют артисты в возрасте, и реакция Никии на признания верховного жреца понятна всем: мало того, что оба дали обет безбрачия, так ещё «старый хрыч» возомнил, что его можно полюбить-)) (некоторые зрители так и понимают сцену Никии и Брамина).
К сожалению, удачи Кулаева на этом закончились. Не знаю, сознательно ли он не стал демонстративно подглядывать за свиданием влюблённых из-за занавесок, как это делают другие исполнители, или просто опоздал-) В общем, Брамин стал потрясать кулаками, топать ногами и делать прочие жесты, показывающие, что он «очень зол»-)), а сцена с Раджой превратилась в комическую(((
Когда на сцену вышла Ирина Голуб, я сразу же увидела в её персонаже злобную стерву. Не знаю, какую цель преследовала танцовщица, когда клеила такие длинные ресницы и наводила такой яркий грим. Надо сказать, что Голуб как актриса меня полностью убедила. Возможно, она хотела сыграть совсем другую героиню-) Лично я увидела уверенную в себе девицу, у которой в жизни никогда не было грустных дней… Всё в жизни дочери раджи прекрасно! И жених ей достался самый лучший. Достался без всяких усилий с её стороны. Правда, Гамзатти изо всех сил «стреляла глазами», чтобы очаровать Солора. Когда во дворец явился Брамин, она посмотрела и на него с большим интересом! Наверное, отметила про себя его молодость и импозантный вид, и на всякий случай решила проверить на нём свои чары-)
Сцену с Никией Голуб провела очень интересно. Не знаю, влияет ли внешность партнёрши на действия обеих балерин. Наверное, в принципе не должна влиять. Но как важно, чтобы тебе поверил зритель! Когда Никия села рядом, и Гамзатти взяла её за подбородок (привычная мизансцена «Баядерки»), в глазах дочери раджи появился страх. Соперница - красивее её! Вот оно - первое поражение в жизни! И такое унизительное… Баядерка равнодушна к драгоценностям; значит, остаётся одно - просить её отказаться от Солора. Просить! Ещё одно унижение(( И тут в голову Гамзатти приходит простое решение: баядерка должна умереть!
Расскажу, наконец, о главных героях. Поначалу оба жутко волновались. Ермаков неплохо провёл первую сценку с воинами и Магедавеей - командовал весьма уверенно. Выход Кондауровой зрители встретили аплодисментами. Очень жаль, что для дебюта был выбран абонементный спектакль. Абонементная публика не слишком привычна к разного рода поощрениям артистов, да и аплодирует, как правило, не всегда тогда, когда надо бы… Но в зале были поклонники Екатерины, которые её поддержали.
Не всё получилось у них с Ермаковым в первой картине, но в целом пара выглядела хорошо. Самый заметный сбой - практически не сделанная верхняя поддержка (Саликов - Раб без особого труда поднял потом Кондаурову на «стульчик»; вот он - опыт!). Были «недокруты» в турах, хотя партнёр помогал Екатерине как мог. Оба изображали радость встречи, оба были влюблены… Когда я смотрела на эту пару, то думала, что в дальнейшем лишь роковые обстоятельства могут помешать этим героям убежать на край света… Тем удивительнее были перемены, которые я наблюдала в Солоре во второй картине. Как только Солор увидел Гамзатти, он остолбенел и… улыбнулся ей! Терзания, сомнения этого Солора (Солор в растерянности подходит к Толорагве - «что делать-то?», потом - к Радже) показались фальшивыми. Чего сомневаться? Невеста красива и богата, а Никия…. Никия - баядерка!
Опять-таки - это, возможно, у меня слишком богатое воображение сработало. Все Солоры практически исполняют одну и ту же мизансцену. Вот и Ермаков тоже исполнил(( Наверняка артист хотел показать сомнения своего героя, некую слабину, которую он сам в себе пытался преодолеть. Но я увидела молодого человека, который моментально забыл о данной Никии клятве.
А что же Никия? А Никия любила! Я не увидела в исполнении Кондауровой ни слишком усердную жрицу, ни слишком влюблённую женщину. В этой героине была внутренняя сила. В храме служила баядерка, которая явно принадлежала к знатному роду; какая-та злая воля привела её в храм и сделала жрицей. Сцену с Брамином Кондаурова провела сдержанно, сцену с Гамзатти - страстно. Никия, увидев портрет любимого, поначалу не могла придти в себя. Монолог Гамзатти: «Я - хозяйка всего этого великолепия, а ты - нищая баядерка!» слушала, находясь в сомнамбулическом состоянии. Потом очнулась, поняла весь ужас своего положения и увидела, что перед ней - завистливая, злая соперница, оскорбляющая её…Тогда что-то внутри Никии всколыхнулась, и она схватилась за нож. И очень быстро эта Никия поняла, что просто так ей это с рук не сойдёт…
Второй акт прошёл неплохо, хотя я бОльшего ждала от Голуб. Вариация, увы, удалась ей на твёрдую «тройку», да и фуэте были откручены не идеально. Ермаков неплохо справился с вариацией, да и в адажио показал себя с самой лучшей стороны. Когда они с Голуб вышли в антре, я просто залюбовалась его прыжками.
Солор слишком легко принял перемены в своей жизни… Очень мило улыбался невесте, и вообще - выглядел вполне довольным. Когда на площади появилась Никия, Солор был занят разговорами с Гамзатти. Кстати, опять я наблюдала за Голуб и удивлялась тому, как много можно сделать в, казалось бы, простейшей мизансцене. В самый драматический момент для соперницы Гамзатти беззаботно улыбалась и о оживлённо о чём-то беседовала с женихом. Только после того, как змея сделала своё чёрное дело, Солор разволновался.
Никия, увидев «подарок Солора», не слишком-то обрадовалась. Скорее, она почувствовала, что, несмотря ни на что, её любят. Кондаурова танцевала не танец торжества, а танец-прощание с мечтой. Этой Никии противоядие было не нужно, потому что Солор отвернулся от неё…
Дебют А.Соколовой в индусском танце мне не понравился - слишком осторожно она танцевала. Её партнёры Баймурадов и Щербаков были хороши. А.Тимофеев неплохо станцевал Божка.
Тени прошли хорошо. Ермаков, как мне показалось, слишком старался. Мне кажется, артисту изменил вкус. Понимаю, что парень хотел «как лучше», но всё же кто-то должен был ему подсказать, что лучше сделать «меньше, но чище». Если бы он танцевал не столь сложный вариант коды, то и силы бы сохранил, и прыжки получились бы более лёгкими. А так - танец Ермакова-Солора распадался на отдельные куски: «кусок сделан -передышка - кусок сделан - ещё передышка - и ещё немножко!» В коде он прыгал воздушные туры с поднятыми вверх руками. Жаль, что круг вышел кривоватым…
Кондаурова заставила меня немного поволноваться за неё в вариации, но в целом всё выглядело очень достойно. Когда Никия-тень появилась на сцене, я удивилась её…. хрупкости! Эта высокая и не слишком субтильная танцовщица показалась невесомой! Адажио мне очень понравилось. Кода тоже была исполнена хорошо. Единственное «но» - не всегда идеальные аттитюды Кондауровой. У этой танцовщицы «особенные» ноги -))
Ещё немного о костюмах Кондауровой. На её дебюте в «Лебедином озере» я отметила про себя и то, как удачно она одета, и то, как замечательно причёсана. Кстати, на встрече в Театральном музее Катя сказала, что всегда готовит свои костюмы и причёсывается сама.
В «Баядерке» мне очень понравился её костюм для первого акта - в бело-бирюзовых тонах. В «тенях» на ней был чудесный тюник - именно того покроя, какой идёт к её фигуре. Единственный «минус» в экипировке - это, как мне показалось, слишком широкие «браслеты-рукава» на предплечьях в костюме второго акта, которые зрительно расширяли плечи танцовщицы. Надо было либо сделать эти браслеты уже, либо поднять их повыше, либо… вообще их убрать или заменить более тонкими.
Итак, двойной дебют состоялся. Я увидела очень перспективную, красивую пару, в которой каждый исполнитель сам по себе представляет интерес для зрителя.
Обязательно пойду на их следующую «Баядерку»! Надеюсь, второй спектакль не за горами.
Фотографии из крайней левой ложи 1 яруса имеют особенность - партнёр повёрнут лицом к фотоаппарату, партнёрша - спиной((( Так что смотрите пока на то, что получилось. Надеюсь, штатные папарацци были более удачливы, чем я-:(
Поклоны после первого акта- С.Кулаев и Е.Кондаурова. Снимок нечёткий, но лучше такой, чем никакой-:(
А.Тимофеев - Божок
А.Соколова и И.Баймурадов - индусы. Соколова получила в этот вечер самый большой "букет" (сей факт оставим без комментариев)
И.Голуб и А.Ермаков после второго акта. Жаль, что не видно лица Голуб!
После спектакля. Б.Грузин, Е.Кондаурова, А.Ермаков. Тройка теней тоже не осталась без букетов.
Е.Кондаурова и А.Ермаков перед занавесом. Специально выложила фотографию спины Екатерины - уж очень удачный костюм у неё был, на мой взгляд.