Звездой мирового балета у нас считается Светлана Захарова. А я, как ни странно, пошла на это «Лебединое», скорее, из-за Андрея Уварова (москвичи, не смейтесь!). В последние годы в мозгу постоянно вертится мысль: «Если есть возможность посмотреть на «зрелых» мастеров - не упускай! Иначе потом будет поздно».
Светлану, надеюсь, увижу ещё не раз. А Уварову уже 39…
Уварова на сцене видела всего однажды - в «Снах о Японии», в 1998 году. Хорош он был, что и говорить! Потом пошли слухи, что Андрей переходит в Мариинку. Сам артист в каком-то интервью признался, что был близок к переходу, но… Что-то внутри «щёлкнуло», и он решил никуда не уходить. Что ж, наверное, он поступил правильно.
В спектакле танцевали: С.Захарова - Одетта-Одиллия. А.Уваров - Зигфрид, А.Гронская - Владетельная принцесса, П.Стасюнас - Наставник, Г.Попов - Шут, Я.Селина, В.Мартынюк и А.Зюзин - па-де-труа, К.Зверев - Ротбардт, Е.Чепрасова, Я.Селина, В.Мартынюк, С.Иванова - маленькие лебеди, А.Иосифиди, А.Петушкова, Л.Лищук, Д.Васнецова - большие лебеди, Л.Лищук и О.Скорик - два лебедя, Ти Ен Рю, М.Аджамова (первое выступление), И.Баймурадов, Д.Пыхачов - испанский, А.Лавриненко и В.Ткаченко - неаполитанский танец, П.Рассадина и К.Иоаннисян - венгерский танец, Е.Баженова. О.Белик, Л.Кожарская, М.Шевякова, А.Ушаков, В.Беляев, С.Кононенко, К.Янгуразов - мазурка. Дирижировал В.Овсянников.
Общая атмосфера спектакля была очень хорошая. Публика аплодировала весьма горячо, особенно Захаровой. С галёрки привычно раздавалось зычное «Браво!» «от Жени-клакера»-:)) И вообще - зал был полон, хотя перед началом люди у входа продавали лишние билеты. Многие мои знакомые в это же время встречались в Театральном музее с Натальей Осиповой. Очень жаль, что так вышло - два события с участием московских гостей в один день((
А теперь, собственно, о спектакле.
Принц Уварова был задумчив и меланхоличен. Такие принцы бывают, наверное, не только в балете, но и в реальной жизни)). Наставник, пытаясь привлечь его внимание к какому-то месту в книге, получил в ответ вежливый кивок («О, да! Это очень, очень интересно!»); но глаза Зигфрида были устремлены в другую сторону. Несмотря на меланхоличность, принца всё-таки интересовали танцующие девушки. В общем, этот Зигфрид был не прочь влюбиться…
Приятным сюрпризом стало па-де-труа. К сожалению, уже лет десять мужскую вариацию у нас в театре танцуют в упрощённом варианте. По слухам, ещё Вазиев запретил прыгать в первой части прыжки, после которых два или три человека «посадили» колени-( В общем, Зюзин станцевал привычный уже вариант, и станцевал неплохо. Обе партнёрши были очень хороши. Мартынюк - так та вообще прыгнула выше головы, как говорится. Финальная прыжковая диагональ в коде была исполнена в прекрасном темпе, причём прыгала Валерия очень высоко.
Попов-Шут танцевал как обычно, хотя я видела и лучшие его выступления.
После первой картины на поклоны вышли Шут и друзья принца. Обе «подруги» были заявлены и в четвёрке маленьких лебедей. Воображаю, в каком темпе они переодевались, чтобы успеть к выходу.
До чего докатился театр! На фестивальном спектакле не хватило народу, чтобы выставить достойные составы на обе картины! Конечно, и раньше бывали такие случаи, когда некоторые исполнители танцевали по две-три маленькие партии (а иногда - так и вовсе сольные). Но, как правило, такие случаи бывали, когда труппа выезжала на гастроли… Теперь же всё совсем печально.
Одетта Захаровой была красива. Светлана сложена изумительно! У неё очень аккуратные стопы, и даже такой факт, как изящная обувь, играл на образ. А образ был… стандартным. Только с такими данными, как у Захаровой, можно, наверное, ничего не выдумывать - танцуй себе то, что поставил балетмейстер, и произведёшь впечатление. Правда, лично мне нужно всё-таки что-то другое - нужна какая-то предыстория, какие-то особенности характера героини. Иначе становится скучно… И всё же смотреть на Захарову мне было интересно. Наверное, потому, что я её в «Лебедином» не видела. Умудрилась ни разу не сходить на её спектакль, когда балерина ещё работала в Мариинке. Что ж, «галочка» поставлена))
К.Зверев, неожиданно вышедший «на передовой край» после премьеры «Анны Карениной», довольно хорошо станцевал Ротбардта. Он не стал соревноваться с Ротбардтом Кузнецова (все уже привыкли к стремительным прыжкам Ильи во второй картине балета). Зверев танцевал более традиционный вариант - прыгал с согнутыми ногами, не показывая растяжку. Кстати, балетоманы с большим стажем уже давно не узнают партию Ротбардта - так её «усовершенствовали» исполнители. Каждый танцует то, что ему лучше удаётся. Зверев умудрился в третьем акте даже делать воздушные туры с руками, поднятыми над головой - точь-в-точь как у Солора в «Тенях»-))
Второй акт прошёл очень хорошо. Все характерные танцы были исполнены на высоком уровне. Ткаченко умудрился блеснуть заносками в своей маленькой партии, исполнители мазурки были очень элегантны. Захарова и Уваров танцевали вариации в постановке Григоровича, и посмотреть их было весьма интересно. Светлана в хорошем темпе открутила фуэте, хотя последние «обороты» немного смазала. Аплодисменты были громовые!
Третий акт прошёл традиционно. У Ротбардта не было ни единого шанса - они с Зигфридом были из разных весовых категорий-) Зигфрид превосходил Ротбардта во всем, кроме ловкости и гибкости. Он всё-таки умудрился ухватить Ротбардта за крыло и с удивлением обнаружил, что крыло оторвалось. Продолжая удивляться, Зигфрид смотрел на корчившегося в муках Ротбардта, пока тот не затих. Крыло было брошено на труп злого гения.
Итак, подвожу краткое резюме.
Уваров напомнил мне премьеров, танцевавших принцев в Кировском и Большом театрах в 70-е -80-е годы. Тогда на этих прославленных сценах можно было увидеть высоких, мужественных, и в то же время хорошо сложённых Зигфридов-))
Захарова никогда не поражала меня актёрской игрой. Идя на её спектакль, я не ждала от этой балерины никаких откровений. Просто хотелось посмотреть, как она танцует. Танцует Светлана хорошо!
Пойду ли я в ближайшее время на «Лебединое озеро» с участием этих артистов? Наверное, нет. Разве что с ними будет танцевать кто-то, кто меня по-настоящему заинтересует.
Фотографии с поклонов - не слишком удачные(((
Селина, Мартынюк и Зюзин
Гишпанцы
Поклоны после второго акта - Захарова и Уваров
После спектакля. Цветов Светлане досталось много. Андрею тоже кое-что перепало-:)
Роза для дирижёра
Вызывали Захарову и Уварова очень долго...