Когда покупала билет на эту «Баядерку» - думала, что увижу М.Александрову - Гамзатти. Увы, не срослось, как говорится-( Зеленский - Солор в прошлогоднем фестивальном спектакле ничем не поразил, хотя для своего возраста чисто технически был на высоте.
Короче - главной «приманкой» этой «Баядерки» для меня была Виктория Терёшкина. От Зеленского давно не жду никаких чудес в плане актёрской игры, как и от А.Матвиенко. Хотя в жизни любителя балета подчас бывают такие сюрпризы, что остаётся только руками развести-:)) К тому же (что уж кривить душой), каждая «Баядерка» с Зеленским может быть последней. По крайней мере, на нашей сцене…
Итак, в спектакле 18 апреля танцевали В.Терёшкина - Никия, И.Зеленский - Солор, А.Матвиенко - Гамзатти, В.Пономарёв - Великий брамин, П.Стасюнас - Раджа, Г.Попов - Золотой божок, А.Петушкова, К.Иоаннисян и К.Янгуразов - индусы, В.Мартюнюк - Ману, Е.Чепрасова, Н.Гончар и О.Скорик - тройка теней. Дирижировал М.Синькевич.
Сидела я у самой сцены слева, во втором ярусе. Коварные места, однако - уж очень хорошо лица видны -) И, если артист имеет проблемы с актёрским мастерством - то они видны как на ладони.
Почти год назад в фестивальной «Баядерке» я впервые увидела А.Матвиенко в партии Гамзатти. Тогда она даже удивила меня. Уж так её ругали, так ругали! А танцовщица довольно лихо всё отпрыгала и открутила. Конечно, этого мало, если уж судить по большому счёту. Зрителю хочется увидеть законченный образ дочери раджи… Да и танец тоже хочется увидеть безупречный.
Общее впечатление от спектакля осталось странное. Очень понравилась Терёшкина. Но в последней её «Баядерке», которую я видела, Никия была очень цельной, бескомпромиссной натурой. Партнёром её тогда выступил Д.Корсунцев. Передо мной развернулась трагедия героини, которую предал слишком «мягкотелый» возлюбленный. Никия не могла пойти на компромисс, и для неё не было выбора - пить или не пить противоядие. Жизнь без Солора, предавшего её любовь, была бессмысленна…
На этот раз партнёр был другой, и отношения с его Солором у Никии Терёшкиной тоже были совсем другие. Солор Зеленского, конечно, не был таким откровенным карьеристом, как Солор Иванченко (так и вижу перед собой этот образ расчётливого воина, который с помощью выгодной женитьбы «приподнялся», да остатки совести всё-таки продолжали его мучить). И всё же… Герой Зеленского был увлечён, но не любил. Так мне показалось. Клялся он Никии, скорее, чисто символически. Понимаю, что Индия в «Баядерке» - «балетная», а не подлинная, и героев этого спектакля надо судить по условным, «балетным» законам. Поэтому и пишу о том, что пришло мне в голову, когда я смотрела этот спектакль. Наверное, главную роль в таком восприятии балета сыграло место, с которого я наблюдала за героями.
В общем, Никия Терёшкиной на этот раз показалась мне гораздо более скромной героиней, чем в том, предыдущем спектакле. Она, конечно, была горда, но очень хорошо знала своё место… В «разборке» с Гамзатти эта Никия одержала моральную победу. Клятва у священного огня - гораздо более веский «аргумент», чем скоротечная помолвка-)) И Гамзатти это тоже поняла. Её решение уничтожить Никию было единственным шансом заполучить Солора.
Ну, а что сам Солор-то? Чего он-то хотел? Как говорил один мой старый друг, «я бы на месте Солора всё решил полюбовно - был бы и с той, и с другой». По-моему, в данном случае это то самое решение, которое пришло в голову Солору Зеленского-))
Самый запоминающийся момент всего спектакля для меня - финал 2 акта. Никия берёт в руки пузырёк с противоядием, потом смотрит на Солора и протягивает к нему этот пузырёк обеими руками. Очень выразительный и трогательный жест! «Солор, что мне делать? Пить или не пить зелье?» А Солор никак не реагирует (мне так показалось)… Мои знакомые, внимательно следившие за Зеленским, уверили меня в том, что Солор отрицательно покачал головой. Впервые в «Баядерке» я видела эту мизансцену именно в такой трактовке главных героев, и надо ли говорить, что она мне безумно понравилась!
А вообще - мне бы хотелось, чтобы между Никией и Солором был диалог, была «искра». К сожалению, этого не случилось(( Трудно играть любовь с партнёром, который практически ничем тебе не помогает(( Терёшкина осталась в одиночестве, и её Никию было очень, очень жаль…
Замечательно сыграли мимическую сцену Стасюнас-Раджа и Пономарёв-Брамин. То ли роль сыграло место, с которого я смотрела балет, то ли артисты были в ударе, но диалог этих персонажей был богат всевозможными нюансами. И вообще - Раджа любовался на доченьку, старался ей угодить. Естественно, что какая-то жрица не могла быть серьёзным препятствием на пути Гамзатти к семейному счастью.
Что касается собственно танцев, то они прошли по-разному. Как мне показалось, у Терёшкиной и Зеленского было мало репетиций (возможно, я жестоко ошибаюсь). В первой картине были шероховатости в партерных поддержках. Кстати, и с Матвиенко у Зеленского был небольшой сбой. Мне показалось, что «главная» пара в большом классическом па сместилась немного в сторону и чуть не столкнулась с другими участниками.
Матвиенко с партией Гамзатти справилась. По крайней мере, она станцевала лучше, чем в прошлом году (такие у меня нынче критерии - предыдущий фестивальный спектакль держу в уме). К сожалению, этой танцовщице не хватает не только царственности осанки и чистоты танца. По-моему, она и мимистка посредственная… Хотя бросать камень в её сторону я всё же не буду. Таких Гамзатти было много до неё, и наверняка будет много и после. Во всяком случае, в сравнении с Гамзатти Колеговой Гамзатти Матвиенко в моих глазах была лучшей.
Зеленский, к моему удивлению, танцевал гораздо лучше, чем год назад. Прыжки были выше; танец этого Солора охватывал всю сцену. Но я видела, что артист прекрасно РАБОТАЕТ, а не живёт в роли. Наверное, это не очень хорошо… И всё же - это реалии сегодняшнего дня.
Овации ему достались самые громкие в спектакле, хотя и Терёшкина тоже получила их достаточно.
Тени прошли очень прилично, но чего-то мне не хватило. Чего? Трудно сказать… Есть в последнее время часто употребляемое к месту и не к месту слово «драйв». Драйва не было, хотя оба главных героя танцевали в очень хорошем темпе. Виктория прекрасно станцевала вариацию, да и диагональ прошла «на ура». И всё же, всё же… У этой пары не было своей темы.
Очень много лет назад мне довелось присутствовать на «Баядерке» с участием Любови Кунаковой (нынешнего педагога Терёшкиной) и Эльдара Алиева. Вспоминаю этот спектакль до сих пор! Столько лет прошло, а я вижу перед собой метущегося Солора и мудрую, всепрощающую Никию-тень. Между героями был диалог, и каждая «реплика» одного воспринималась другим как призыв к продолжению разговора… Никия простила Солора сразу, и все «тени» прошли как гимн любви, для которой не существует преград…
В тройке довольно необычно станцевала О.Скорик. Первые жете вбок она выполнила очень плавно, даже красиво. К сожалению, танцовщице не хватало равновесия, и её стало пошатывать. Девушка пыталась помогать себе руками. Руки от этих попыток были совершенно не классические-) Мне чудилось, что я смотрю не вариацию Петипа, а что-то очень интересное из современной хореографии. По-моему, у этой девочки очень большой потенциал; только вот с выучкой не всё в порядке…
Г.Попов - Божок решил показать, что он умеет крутить большой пируэт. Зачем? Чтобы сорвать овации? Первые прыжки были очень, очень эффектные! Но после пресловутого большого пируэта финальный круг был смазан - сил Попову не хватило((
Индусы, что называется, «зажгли»!
Общее впечатление от спектакля: всё очень хорошо, но чего-то не хватило((( Хотя, наверное, я слишком придирчива…
Несколько снимков с поклонов:
После второго акта - А.Матвиенко и И.Зеленский
В.Терёшкина и В.Пономарёв
После спектакля - Терёшкина с букетами. Кстати, букеты получили все три "тени" (и Солор, естественно , тоже)
Вызовы были продолжительные...
И.Зеленский. В.Терёшкина и М.Синькевич