10 декабря мы снова пошли на "Отелло" в Баварскую оперу. Очень хотелось сравнить двух дирижёров - Фиша и Петренко. Конечно, в аудиозаписи премьеры и в видеотрансляции на сайте театра я уже слышала оркестр под управлением Петренко, но живой звук - это живой звук, как ни банально это звучит. И очень хотелось ещё раз послушать любимых певцов :)
На этот раз место моё было на балконе слева. Балконом в Баварской опере называют первый ярус над партером - тот, который у нас обычно именуют бельэтажем.
Место было очень хорошее! Достаточно близое к сцене, чтобы не пользоваться биноклем :) И оркестр был как на ладони. Сестра в этот вечер сидела тоже весьма удачно - в первом ряду второго яруса.
Напомню афишу этого спектакля:
Musikalische Leitung Kirill Petrenko
Inszenierung Amelie Niermeyer
Buhne Christian Schmidt
Kostume Annelies Vanlaere
Licht Olaf Winter
Video Philipp Batereau
Choreographische Mitarbeit Thomas Wilhelm
Chore Jorn Hinnerk Andresen
Dramaturgie Malte Krasting, Rainer Karlitschek
Otello Jonas Kaufmann
Jago Gerald Finley
Casio Evan LeRoy Johnson
Roderigo Galeano Salas
Lodovico Balint Szabo
Montano Milan Siljanov
Ein Herold Markus Suihkonen
Desdemona Anja Harteros
Emilia Cristina Damian.
С первых же секунд музыка захватила меня. Возможно, я так сама себя настроила, памятуя о том, что в сети все взахлёб хвалили оркестр и маэстро Петренко:) Тем не менее, заставлять себя поверить в то, что ты слышишь что-то неординарное, можно очень недолго, если твои уши подсказывают, что это не совсем так :) В общем, мой восторг нарастал от сцены к сцене. Выход Отелло впечатлил меня больше, чем в предыдущем спектакле. Сцена Яго и Родриго, сцена с Кассио прошли живее, чем в спектакле Фиша. То ли все исполнители как-то по-особому настроились, то ли так звёзды сошлись, но у меня сложилось впечатление, что все участники спектакля - от простого хориста до исполнителя заглавной партии - сплотились в одну команду. Это трудно объяснить словами, это надо почувствовать...
Наконец, пришёл черёд грандиозному дуэту Дездемоны и Отелло "Già nella notte densa s'estingue ogni clamor". В спектакле 6 декабря и Хартерос, и Кауфманн были далеки от идеала, если говорить о вокале. Конечно, я всё равно была ими довольна, потому что спели они (и сыграли, что очень важно) этот дуэт хорошо, даже очень хорошо.
Но всё познаётся в сравнении :) Когда за пульт встал художественный руководитель постановки, оркестр словно бы преобразился, и стал полноправным участником этого дуэта. Виолончели вздыхали так, как будто бы разделяли чувства героев... И из ямы полилась такая нежность, что Аня и Йонас просто не могли не почувствовать это настроение. Как замечательно они спели этот дуэт! Только ради этого дуэта стоило лететь в Мюнхен :) И впереди нас ждало ещё очень много интересного.
Интриган Яго в трактовке Финли немного вырос в моих глазах :) Из ничтожного человека с грандиозными амбициями он превратился в человека нереализованных возможностей :) Не будь рядом Отелло, этот Яго мог бы чего-то достичь в карьерном плане, подольстясь к "начальству". Но Отелло видел в нём лишь мичмана...
Как я уже заметила, голос у Финли очень красивый, но не мощный. Лично мне важна именно красота и выразительность голосов, когда речь идёт об опере; но я знаю опероманов, которым нужен "громкий звук" (я это без иронии пишу, если что). Наверное, кого-то этот Яго не устроил, но лично мне он пришёлся по душе. К тому же я его хорошо слышала. В отличие от сестры, которая в антракте сказала мне: "Credo in un Dio crudel" я практически не слышала!"
Мне в комментариях в фейсбуке написали, что зал Баварской оперы по части акустики очень неровный, и Кауфманн в одном из интервью об этом говорил.
Как я уже упоминала в посте о спектакле 6 декабря, Дездемона в трактовке режиссёра - сильная женщина. В первой сцене, когда она встречает Отелло-триумфатора, героиня пытается привлечь внимание мужа "соблазнительными" позами (на сцене - кровать, на которую садится Отелло), но он как будто бы не видит её, погружённый в свои думы. Дездемона, вздохнув, подходит к камину и зажигает его. На протяжении всего спектакля она несколько раз пытается зажечь пламя в камине, но оно гаснет... В финальной сцене она встречает Отелло у погасшего камина, и зрителю становится ясно, что Дездемоне так и не удалось разжечь семейный очаг ...
Героиня к концу спектакля преображается. Мы видим несчастную женщину, униженную любимым человеком. Пропадает её царственность, её уверенность в себе. Когда Дездемона понимает, что Отелло пришёл её убить, она пытается вырваться из комнаты (то есть, перед нами вовсе не кроткая овечка), но тщетно...
Пела Хартерос очень хорошо! Я понимаю, что всем не угодить, и что у всех своё представление об образах Отелло, Дездемоны и Яго и о том, какими голосами надо петь эти партии. Мне довелось прочитать массу обсуждений в интернете, и кое-что, опубликованное в официальных изданиях. Досталось на орехи всем! Даже про Петренко кто-то написал, что у него вполне стандартная трактовка партитуры, в которой маэстро учёл все замечания автора - только и всего.
Хочется посоветовать критикам слушать записи любимых певцов и дирижёров (я это тоже частенько делаю), если их не устраивает состав исполнителей спектакля Баварской оперы. Да, это не канонические Отелло, Дездемона и Яго. Но как же интересно их слушать и смотреть на них! По крайней мере, мне и большинству зрителей, сидевших в зале, это было интересно :) И за стенами театра остались жаждущие проникнуть в зал.
В спектакле Amelie Niermeyer многие увидели тему "домашнее насилие". Наверное, эта трактовка постановки имеет право на существование. Меня же заинтересовало другое: как при такой нежности и любви, которая чувствовалась в первом дуэте, герой дошёл до убийства? Это я не как любитель детективов спрашиваю :) Каким образом Яго нащупал слабое место Отелло? В первой картине мы видим, что герой очень уверен в себе, когда речь идёт о сражениях и восстановлении порядка, но рядом с Дездемоной он теряется. Он что, недостоин такой женщины? Но почему? Не думаю, что режиссёр хотела показать нам психически неуравновешенного героя. Наверное, в глубине души каждого из нас есть такие подспудные мысли, которые мы гоним от себя, но они всё равно возвращаются... Вот и Отелло сразу поверил в то, что его обманывает женщина, которую он боготворит. "А за что меня любить?" - вот вопрос, который многие задают себе, и этим вопросом губят своё счастье.
Хочется ответить таким сомневающимся в себе: "Любят ни за что. Просто любят - и всё".
Я не буду перечислять сцены этого спектакля, которые мне особенно понравились. Мне понравился весь спектакль :) Конечно, я была очень рада ещё раз послушать Кауфмана в партии Отелло (которая вовсе не для него, как я успела прочитать на разных ресурсах). У этого певца есть своя аудитория, что очень ценно. И у Хартерос она есть. И у Финли :)
На поклонах были все признаки триумфа. Петренко вышел кланяться вместе с тремя протагонистами, и был встречен овацией. Я нащёлкала массу кадров разной степени чёткости, и сняла парочку видео. Даже не буду их подписывать. Надеюсь, читатель узнает, кто есть кто :)
Click to view
Click to view
После спектакля пошли за автографами. Увы, никто из главных героев к нам не вышел, включая маэстро. Вышла исполнительница роли Эмилии Cristina Damian, но я так и не смогла её нормально сфотографировать. Вот что получилось, когда я попыталась снять исполнителя партии Монтано - Milan Siljanov тоже не попал в кадр целиком:
Итак, спектакль закончился. Настроение моё поднялось до необычайных высот :) Ради таких моментов я и летаю в Европу на спектакли. И как же хорошо, что и артисты, и оркестр оправдали мои ожидания!
Спасибо им!