"Отелло" в Баварской опере 06.12.18 г. - Кауфманн, Финли, Хартерос, Фиш

Dec 16, 2018 15:22

Новая постановка "Отелло" Верди в Баварской опере наделала много шуму в меломанских кругах. Премьера состоялась 23 ноября, и театр вёл прямую трансляцию по радио.  Третий спектакль (2 декабря) показали в онлайн-трансляции на сайте театра.

Казалось бы, слушатель (и зритель) получил практически полную информацию о том, кто как поёт, кто как играет и кто как дирижирует :) Пресса живо отреагировала на премьеру, причём объектом обсуждения в основном стали певцы, исполняющие три главные партии, и режиссёр. Дирижёра (Петренко) не просто хвалили, а восхваляли :) Как оказалось, некоторые критики судили о спектакле как раз по трансляциям (ну, не лететь же в Мюнхен, тратя время и деньги непонятно на что). В основном критика сводилась к тому, что Дездемона - слишком сильная женщина, а Отелло элементарно не хватает мощи (и вообще - Кауфманн взялся не за свою партию). Правда, и Финли поругивали за отсутствие "демонизма" в голосе.

Для читающего эти строки не секрет, что я - давний поклонник творчества Йонаса Кауфмана. Не устаю повторять: быть поклонником для меня не значит быть слепым обожателем :)) Но я весьма болезненно отношусь к критике любимого певца, если она основана не на живых впечатлениях. Впрочем, это отдельная тема для дискуссии...

Итак, я послушала премьеру по радио и посмотрела трансляцию на сайте театра. Билеты в театр на 6 и 10 декабря были куплены с огромными трудностями (спасибо товарищам по увлечению!), билеты на самолёт были приобретены уже давно.  И 4 декабря мы с сестрой вылетели в Мюнхен, чтобы дважды присутствовать на этом спектакле.

В премьерном спектакле, транслируемом по радио, я услышала множество шероховатостей. Безусловно понравился только Финли в партии Яго. Кауфманн похрипывал в первом действии (театр объединил 1 и 2 акты, потом следовал антракт, и после него 3 и 4 акты шли с небольшой паузой на смену декораций), но очень понравился во втором! Хартерос тоже не была безупречна, но её "Ива" была спета так трогательно...
Зато оркестр звучал очень впечатляюще!

К моему удивлению, присутствовавший в зале зритель уверял, что в 8 ряду партера он плохо слышал именно Финли (это я прочитала в фейсбуке). Так что радиотрансляция не всегда точно передаёт баланс сил, так сказать.

Предвижу возражения: не у всех есть возможность присутствовать на спектакле в зале. Да, конечно! Поэтому я всегда делаю некую поправку на то, что трансляция может искажать истинную картину, и прежде всего звуковую.

В общем, посмотрев видео, я стала задавать себе вопросы:
1) Какова  режиссёрская концепция? Почему на сцене всё так серо?
2) Почему Яго ходит в "домашней" одежде? Пижамные штаны и футболка - разве это то, во что должен быть одет главный интриган?
3) Почему на сцене постоянно присутствуют две кровати?
4) Почему герой Отелло одет в мешковатую одежду (которая жутко полнит певца, кстати)?
Ну, и т. п.

Надо сказать, что ещё до премьеры в сети появились пробы грима Отелло. Гримёр искал варианты, а Кауфманн с удовольствием участвовал в этом поиске :) Вот, например:







Многие были в восторге от лысого очкарика! Если честно, я тоже с большим удовольствием посмотрела бы спектакль с таким Отелло, но в итоге художник и гримёр остановились на короткой стрижке, и убрали очки. Вообще-то, парики не так уж безобидны, поскольку певцам они просто могут мешать... Возможно, в Баварской опере научились делать удобные парики (кстати, к тому же очень "правдивые"), и в них певцам было комфортно.

Ане Хартерос безумно идёт парик Дездемоны! Мы привыкли к тому, что  у певицы роскошные длинные волосы, но для этого спектакля ей изготовили другую причёску, которая сделала Аню моложе :)

Как я поняла, и у Финли был парик, но причёска Яго весьма похожа на причёску самого певца.

Итак, перед спектаклем 6 декабря на ступенях театра стояли зрители с бумажными табличками "Suche 1 (2) Karte" ("Ищу 1 (2) билет"). Летом таких ищущих гораздо больше, но это и понятно - люди направленно приезжают на оперный фестиваль. Тем не менее, жаждущих проникнуть в театр было много.

Мне было интересно, как изменится эта картина перед спектаклем 10 декабря, потому что в этот день за пульт встанет художественный руководитель постановки - Кирилл Петренко. А 6-го уже давно был заявлен Ашер Фиш - штатный дирижёр театра. Сразу скажу: большой разницы я не заметила. Жаждущих попасть в театр было примерно столько же :) Зато в музыкальной составляющей разница была колоссальная, но об этом - чуть позже.

Мы заняли свои места в 18 ряду партера. Вот программа этого вечера:

Musikalische Leitung Asher Fisch
Inszenierung Amélie Niermeyer
Bühne Christian Schmidt
Kostüme Annelies Vanlaere
Licht Olaf Winter
Video Philipp Batereau
Choreographische Mitarbeit Thomas Wilhelm
Chöre Jörn Hinnerk Andresen
Dramaturgie Malte Krasting, Rainer Karlitschek
Otello Jonas Kaufmann
Jago Gerald Finley
Casio Evan LeRoy Johnson
Roderigo Galeano Salas
Lodovico Bálint Szabó
Montano Milan Siljanov
Ein Herold Markus Suihkonen
Desdemona Anja Harteros
Emilia Cristina Damian
Практически одновременно с первыми звуками короткой увертюры идёт занавес, и мы видим Дездемону, ждущую Отелло в светлой комнате. Толпа кричит об опасности, которой подвергается его корабль, и Дездемона просто не находит себе места. Она молится, полагаясь на волю божью...
Как мне кажется, эта мизансцена является ключевой. Я до сих пор не прочитала интервью режиссёра, всё недосуг. Возможно, мне было бы горазо легче понять её замысел, но, с другой стороны, постановка должна быть понятной зрителю и без "расшифровок" со стороны постановщиков.

Вообще, в видеотрансляции мы видим то, что хочет показать нам режиссёр трансляции. Конечно, крупные планы согласовываются с режиссёром-постановщиком и певцами, и всё-таки публика в зале видит всю сцену. К тому же свет в театре совсем другой...

Итак, Дездемона находится в светлой комнате на возвышающемся помосте, она одета в белое платье (в первой картине на платье надета чёрная накидка). Вся остальная толпа, включая Яго, Кассио, Родриго и других участников спектакля, помещена где-то внизу. И там - серо-чёрные тона...
Отелло стремится в светлый мир Дездемоны. Именно к ней обращены его слова о триумфе. Вот запись одного из зрителей:

(кстати, мне показалось, что костюм Отелло всё-таки поменяли, и он сидит на певце гораздо лучше, чем тот, который был в трансляции 2 декабря).

Дездемона устремляется к мужу, но тот мягко отстраняет её и садится на кровать. Мы видим перед собой усталого, опустошённого человека... Он привык к битвам; в тихой семейной обстановке Отелло чувствует себя неуверенно. Дездемона - сильная женщина, и ей кажется, что Отелло обязательно "оттает", надо только дать ему время. И вообще, она - хозяйка положения. Это чувствуется не только в поведении Дездемоны, но и в вокале Хартерос.

Герой одет в простой костюм серо-зелёного цвета. Мы видим, что ему ужасно мешает галстук, и что он привык к ещё более простой одежде. Тем не менее, Отелло решителен и твёрд, когда дело касается усмирения беспорядков. Это человек дела и долга. После видеотрансляции в сети появились комментарии: мол, опять Кауфманн изображает неуверенного в себе человека, сколько же можно :) Нет, Отелло весьма уверен в себе, когда дело касается "серого" мира. Он неуверен в себе только там, в "светлом" мире Дездемоны - чувствует себя недостойным этой женщины...

Яго, уловив эти сомнения Отелло, строит свою интригу так легко и так быстро!  Я всё гадала, почему костюмеры так его одели. У меня возникла идея: Яго по сути своей - мелочный, злобный, завистливый человек. Даже человечек. Он - никто. Ведь не зря же его так и не назначили капитаном! А он считает, что его обошли несправедливо. Сколько таких завистливых и злобных людей считают себя несправедливо обделёнными! И мы видим "никакого" Яго - в пижамных штанах и футболке (и в красных носках, кстати - может, у него земля под ногами горит?).
Мне могут возразить: а как же знаменитое "Credo!"? Ведь в нём раскрывается чёрная душа этого человека, и как раскрывается!

Яго пели замечательные певцы. Не буду их перечислять. У каждого художника своё вИдение этого образа. Финли показал нам ничтожество, жаждущее унижения людей, которые гораздо выше его и по положению, и по духу. Как он "обрабатывает" Родриго, чтобы напоить Кассио! Как он походя пинает Кассио, ставит ему подножку с видом: "А я что? Я ничего, я здесь ни при чём!" У Финли замечательный голос - красивый, гибкий, "бархатный". Да, в "Credo!" ему немного не хватило мощи. Но ведь и Кауфманн - не самый громкий певец, так что в финале первого действия в дуэте Отелло и Яго  никто никого не заглушал. Это была кульминация всего первого действия, и спета она была просто прекрасно. Публика после занавеса очень долго аплодировала этой финальной точке, предвкушая действие второе.

Во втором действии чёрные и серые тона постепенно вытесняют светлые... Дездемона из хозяйки положения превращается в женщину, прилюдно униженную любимым мужем. И Дездемона одета в чёрные тона.

Отелло, поверив наветам Яго, пытается снять с пальца обручальное кольцо. Оно не снимается, и на лице героя возникает выражение отчаяния: "Я и этого не могу!" Ведь Яго постепенно подводит Отелло к мысли, что надо наказать прелюбодеев, а Отелло всё медлит и медлит... Эта мизансцена не вошла в трансляцию, во всяком случае я её не помню.

Дездемона, наоборот, в последней картине с разочарованием снимает кольцо и бросает его на пол. Она понимает, что её брак обречён...

Отелло, подстрекаемый "честным Яго", очень быстро "заводится", и его уже не остановить. Кто-то в сети написал о "посттравматическом синдроме", которым якобы страдает Отелло. Возможно, режиссёр именно это и хотела показать. Мне кажется, Верди имел в виду совсем другое: Отелло - чужак, и умирает он чужаком. В мюнхенском спектакле мы видим человека, у которого свои понятия о чести, и он им следует до конца. Узнав, что платок его матери оказался в руках Кассио, он почти что плачет...

Самая трогательная сцена - приход Отелло к Дездемоне перед её убийством. Он идёт к ней с цветами, рассыпает цветы по кровати (Дездемона стоит возле стены), подходит к жене и нежно целует её. Дездемоне кажется, что он пришёл мириться, и лицо её светлеет. Но после сцены нежности Отелло свирипеет, и душит жену прямо на полу.

Когда раскрывается обман, Яго просто уходит куда-то. Светлая комната с бездыханной Дездемоной постепенно отодвигается в глубь сцены, все уходят, и Отелло остаётся один. Он обращается к воображаемой жене, прося у неё поцелуй, но никого на кровати нет. Он так и умирает - один в серой комнате...

Если говорить о вокале, то все пели хорошо. Мои пристрастия известны: голос Йонаса я очень люблю, и он не обманул мои ожидания :) Хартерос в первом действии пела гораздо ниже своих возможностей, к сожалению, но играла прекрасно. Финли вообще чувствует себя в этой постановкее как рыба в воде. У меня возникла простая мысль: этот спектакль делался именно на этих исполнителей. Замени одного из них - и весь спектакль будет выглядеть по-другому. Я не говорю, что он будет хуже (или даже лучше) - он будет другим.

Как оказалось, и при другом дирижёре спектакль может быть другим, но об этом - позже.

Вот фотографии с поклонов:





Яго, Отелло, Дездемона









Отелло


Финли, Кауфманн, Хартерос









Хартерос








Кауфманн


Хартерос


На поклоны выходит дирижёр




Отелло:




Артистов несколько раз вызывали за занавес:


Дездемона, Отелло, Эмилия, Лодовико, Родриго











Яго и Родриго:








Решила до конца аплодисментов остаться в зале:



После спектакля пошли к служебному входу. Постепенно артисты стали выходить по одному :)



Симпатичный Герольд - Markus Suihkonen





Кассио - Evan LeRoy Johnson



А это один из главных героев вечера - Яго (Gerald Finley)

Вышел к нам и дирижёр - Asher Fisch (фото сделано на смартфон):



Отелло и Дездемону мы так и не дождались.
Через несколько дней нас ждал следующий "Отелло", и мы даже не подозревали, насколько он будет другим :)

Кауфманн, Баварская опера, Финли, Хартерос, Отелло, опера

Previous post Next post
Up