"Иванов" А.П.Чехова в Балтийском доме 3 октября 2017 г. - Хорватский национальный театр в Загребе

Oct 05, 2017 19:12

Я так редко хожу "в драму", что каждый такой поход стОит мне больших усилий. Билет на этот спектакль купила спонтанно: театр прислал мне письмо о скидках в первый день продаж, и эта реклама сработала :) К тому же стало любопытно, как Някрошюс ставит Чехова за границей.

До "Иванова" я видела только одну постановку Някрошюса - "Вишнёвый сад" с Евгением Мироновым в роли Лопахина и Людмилой Максаковой-Раневской. Но это всё-таки был спектакль, который играли русские артисты. "Иванова" же поставил литовец для хорватов, и, как мне кажется, этим всё сказано.

Сначала нам играли фарс. На сцене была сооружена незатейливая декорация: несколько рядов кресел, похожих на театральные, и качели, на которых никто не качался :) По креслам ходили и лазали практически все герои. Иногда все персонажи садились в эти кресла, как бы наблюдая действие со стороны.

Я какое-то время приспосабливалась к переводу (над сценой было табло с так называемой "бегущей строкой"). Конечно, содержание пьесы знала, но ведь не наизусть же :) Персонажи в принципе были похожи на самих себя, то есть никто не пытался изобразить нестандартных героев. И всё же я не зря упомянула фарс! Анна Петровна стояла у открытого окна (то есть лицом к залу), и на реплике Иванова "Тебе, Анюта, вредно стоять у открытого окна" буквально вываливалась в зал (аккурат в проход перед первым рядом партера). На сцене периодически появлялся некто в поношенной одежде (в пьесе его нет), и спрашивал: "Могу я здесь пройти?". Ему отвечали жестами, и указывали дорогу. Марфа Бабакина и две безымянные гостьи дома Лебедевых были одеты в балетные тюники. Вот, нашла одно фото в сети. Марфа - в лиловых чулках, Саша Лебедева - на переднем плане:



В один из кульминационных моментов через всю сцену рысцой пробежал доктор Львов, держащий перед собой светлый лик... А.П.Чехова :) Вот так прямо и держал - как икону, которой благословляют молодых.
Постепенно фарс перерастает в трагедию. В финале Иванов не стреляется, а уходит куда-то "туда"...
Чехов ли это был? Не знаю. Скорее, это был взгляд иностранца на русскую пьесу. Очень своеобразный взгляд, надо сказать.

До этого вечера мне казалось, что без хорошего исполнителя роли Иванова спектакль не получится. Как ни странно, но, несмотря на то, что Иванов (Б.Навоец) мне не понравился вообще, другие артисты показались интересными, особенно две главные героини - Сарра (Л.Барич) и Саша Лебедева (Л.Анич). Очень неплохи были и мужские персонажи - Шабельский (Д.Деспот) и Боркин (Д.Бучан). Да и вся труппа, по-моему, хорошая.

Чем мне не понравился исполнитель роли Иванова? Однообразием интонаций и мимики. Казалось бы, чтО мне до интонаций, если я всё равно перевод читаю? Но ведь в слово вкладывается эмоция! Хотя какая-то. Вполне возможно, что такой Иванов - это чёткое указание режиссёра, и актёр ему следовал. Кстати, и говорил он довольно тихо.

Спектакль принимали хорошо. Это было открытие фестиваля, и на улице перед театром мы даже видели перформанс - раскачивающихся на тросах артистов :) В фойе на небольших площадках молодые люди обоих полов выделывали незатейливые гимнастические упражнения. Наконец, когда до объявленного начала осталось минут десять, зазвучала громкая музыка, и по подиуму в фойе второго этажа заходили всё те же артисты-гимнасты. Довольно быстро это представление свернули, и нас пригласили  в зал. Очень хорошо, что приветственные слова, которые обычно произносят устроители фестивалей, были коротки :)

Выходя после спектакля всё в то же фойе, увидели уже накрытые белыми скатертями столы. Гостей ждал фуршет, не иначе.

драма

Previous post Next post
Up