В рамках балетного фестиваля Пермский театр оперы и балета давал тройчатку из одноактных балетов английских балетмейстеров.
Балетная труппа Пермского театра всегда привлекала моё внимание, поэтому и был куплен билет на эту программу. Почему-то участие иностранных исполнителей в наших спектаклях меня не привлекло. Может, и зря :)
Программа с сайта театра:
I. «Конькобежцы» (одноактный балет)
Музыка Джакомо Мейербера из опер «Пророк» и «Звезда севера» в аранжировке Констана Ламберта
Хореография Фредерика Аштона
Декорации и костюмы Уильяма Чаппела
Постановка Джули Линкольн
Художник по свету - Игорь Цинн
Балет поставлен с разрешения Фонда Фредерика Аштона в соответствии со стандартами стиля и техники хореографа
II. «Когда падал снег» (одноактный балет)
Музыка Бернарда Херрманна
Хореография и сценография Дагласа Ли
Ассистент хореографа - Александр Зайцев
Художник по свету - Игорь Цинн
III. «Зимние грезы» (одноактный балет)
Музыка Петра Чайковского в аранжировке Филипа Гамона; русские народные песни в аранжировке Сары Фристоун
Хореография Кеннета Макмиллана
Декорации и костюмы Питера Фармера
Постановка Брюса Сансома, Гранта Койла
Художник по свету Игорь Цинн
Балет поставлен с разрешения Фонда Кеннета Макмиллана в соответствии со стандартами стиля и техники хореографа
Исполняют
Артисты Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер - Валентин Урюпин
Дирижёр понадобился только в первом балете. Два других шли под фонограмму.
Общая тема этой программы - зима. Все три балета связаны с этим временем года, пусть и не всегда напрямую.
"Конькобежцы" меня просто очаровали! Балет поставлен в 1937 году, но смотрится очень свежо. Пермяки прекрасно станцевали очень замысловатую хореографию, которая на первый взгляд кажется простой :) Брави!
Особо хочется выделить восьмерку в коричневом, т. е. по сути кордебалет, хотя все танцевали хорошо.
В этом балете чувствуется атмосфера лёгкого флирта, шутливого соревнования ("я - лучший!"), и настроениие он поднимает и артистам, и зрителям.
Поклоны:
На последнем снимке - дирижёр :)
После антракта нам показали балет "Когда падал снег". Никакого снега на сцене нет, есть настроение зимней меланхолии...
Мне трудно рассказать сюжет этого балета. Наверное, потому, что его нет :) Автор хореографии говорит: "Когда я думал о том, как создать присутствие зимы на сцене, передать ее настроение, первое, что мне пришло на ум, - это картина падающего снега. Наверное, потому что падающий снег является каноническим образом в восприятии зимы. Все мои воспоминания о снеге связаны с детством, поэтому через весь спектакль проходит тема кукол. Но это будет вовсе не рождественская сказка. Балет, скорее, будет напоминать калейдоскоп оживающих картинок или фотокадров. Танцовщики будут иногда подобны застывшим скульптурам, порой они будут более очеловеченные. Это похоже на то, что мы можем увидеть, когда крутим в своих руках стеклянные шары со снегом или слушаем мелодию играющей музыкальной шкатулки. Кстати, музыка, которую я выбрал, восхитительна! В ней есть моменты, когда используется вибрафон, который как раз и создает ощущение играющей музыкальной шкатулки".
Комментарии излишни.
Среди исполнителей выделялись Наталья де Фробельвиль, Александр Таранов и Инна Билаш.
Поклоны:
Третьим балетом в этот вечер были "Зимние грёзы", поставленные по мотивам чеховских "Трёх сестёр". И это было, скажу я вам, ещё то зрелище :)
Если главной задачей Макмиллана было показать зимнюю меланхолию русского человека, сонное царство глубокой русской провинции, где главное развлечение - питие, то надо сказать, что ему это почти удалось. Озадачила самая первая сценка - господа офицеры развлекаются с простоволосой девкой (горничной?). На девке были панталоны, за что создателю хореографии большое спасибо.
Озадачил подбор музыки "из Петра Ильича". Тут вам и "День ли царит", и "Колыбельная" ("Спи, дитя, спи-усни"), и другие известные вещи. Плюс что-то народное. На сцене находится оркестр, состоящий из балалаек и гитар.
Вспоминается известный фильм "Доктор Живаго", в котором главная героиня бережно хранила домашнюю реликвию - балалайку. Наверное, в сознании иностранцев этот инструмент прочно ассоциируется с русским дворянством.
Сюжет "Трёх сестёр" проходит пунктиром. В сущности, это самый классический вариант драмбалета, в котором сочетаются пантомима и вставные танцы. Тут вам и Наташа с коляской, и пьющий Чебутыкин, и Солёный, составляющий вместе с Тузенбахом и Ириной па-де-труа. Ну, и т .п.
Главными героями становятся Маша (И.Билаш) и Вершинин (Н.Четвериков). Их история меня тронула, а вот Ирину (Н. де Фробельвиль) с её па-де-труа я восприняла равнодушно... И дело даже не в том, что пара Билаш-Четвериков запомнилась мне по последнему конкурсу "Большой балет". Всё-таки в дуэтах Маши и Вершинина есть то настоящее чувство, которое заставляет верить в любовь... И станцевали Билаш и Четвериков замечательно!
А сам балет показался мне почти смешным. Странно, правда? Что там может быть смешного, в "Трёх сёстрах"?
На этот спектакль ходили мои знакомые, далёкие от мира балета. Их резюме такое: "Первый балет - восторг, второй мы не поняли, а третий - полнейшая галиматья!" :))
После "Зимних грёз" на сцену была вынесена корзина роз - для всей труппы:
Поклоны:
Общее впечатление от этого вечера балета: прекрасная труппа, в котрой все танцуют с большой самоотдачей.