Два вечера в Баварской опере. "Аида" 4 и 7 октября 2015 г. Стоянова, Кауфманн, Смирнова. Часть 3.

Oct 10, 2015 01:18

Теперь хочется поделиться впечатлениями о костюмах (коротенько) и, собственно, об исполнителях.

Костюмы создавались для состава премьеры: Кристин Левис (Аида), Сальваторе Личитра (Радамес) и Екатерина Губанова (Амнерис).
В буклете, продаваемом вместе с программкой, есть фотографии именно этих исполнителей; да и на театральных афишах, вывешенных на боковом фасаде Баварской оперы, есть фото с Радамесом-Личитрой.

Поскольку Личитра (царствие ему небесное!) был весьма упитанным тенором, его костюм можно считать удачным. По крайней мере, кираса прикрывает живот и выравнивает фигуру.
Мне  казалось, что у  Кауфманна не может быть проблем с костюмами, хотя я вовсе не считаю, что у него идеальная фигура. Тем не менее, увидев Йонаса на сцене "в фас", я не сразу его узнала. Ожидала, что Радамес выйдет откуда-то из кулис, а он с самого начала стоял рядом со статистами.

Но как только певец повернулся в профиль и чуть-чуть расслабил живот, я решила, что он слишком увлёкся пивом, посетив Октоберфест, и наел лишние килограммы :)). Фасончик брюк был просто убийственным! Даже на фигуре с длинными ногами эти брюки должны сидеть нелепо (а у одного известного немецкого тенора ноги, скажем так, не длинные). В результате фигура исполнителя партии Радамеса как будто бы поделена на части: штанины, то, что над ними (в виде драпировки на ламбрекене) и кираса (а под ней - что-то вроде топика - см. фотографии Йонаса на поклонах).
На выходе из театра Кауфманн показался в своём собственном костюме, и я увидела, что никакого лишнего веса у него нет, а животик если и проглядывается, то исключительно "дежурный теноровый" :) Но его ещё надо было разглядеть, тем более что певец был одет очень элегантно.

В принципе, мне понравилось платье Аиды. Как говорится, простенько и со вкусом. На фотографиях Левис-Аиды видно, что платье у неё не однотонное, и что покрой его не так уж и прост. Левис - певица стройная, а Стоянова - певица с совершенно нормальной фигурой, к тому же рост у неё небольшой. Платье "село" и на неё, тем более что Стоянова великолепно держалась на сцене. Она придумала своей героине лёгкую походку (а это непросто!), и её Аида, казалось, чуть-чуть приподнята над землёй. Не знаю, может быть, это просто мои фантазии, но мне так показалось.

А Амнерис не слишком повезло: она просто обязана носить золотую кирасу, а кираса-то ей и не идёт. Участница премьеры Губанова не отличалась стройностью, но Смирнова ещё крупнее. Амнерис выглядела ужасно нелепо! Смирновой не идет причёска с приподнятыми вверх волосами (мне так кажется), но по замыслу художника по костюмам Амнерис должна спрятать волосы под корону. Лишь когда дочь фараона снимает все свои золотые "цацки", она оказывается очень милой барышней...

Самый удачный костюм, по-моему, у Рамфиса. Кираса на Ангере сидела как влитая :) Да и другие жрецы (и, кстати, жрицы) одеты в эффектные черные костюмы.
Амонасро -Вассало выглядел довольно импозантно, но костюм его мне показался нелепым...

Теперь, собственно, о музыке и о пении. Как-то не хочется "препарировать" то, что я услышала в эти два вечера. Просто напишу о том, что мне запомнилось.

Дирижер Дан Эттингер показался мне весьма посредственным. Я не понимаю, как можно регулярно расходиться с хором и солистами, играя пять спектаклей подряд? А напортачил он именно в пятом (в четвёртом тоже были "грешки", но не такие явные). Трактовка партитуры меня ничем не удивила. "Громкие"  сцены игрались громко, "нежные" - нежно. Не услышала я ничего лично дирижёрского :) С другой стороны, Эттингер не выпячивал своё "я", и не мешал певцам. Правда, в спектакле 7 октября в финале первого действия (т. е. в сцене триумфа) он так "поддал жару", что солистов я вообще не слышала :(

Не секрет, что я полетела в Мюнхен из-за дебюта Йонаса Кауфманна в роли Радамеса. Довольна ли я тем, что услышала (и увидела)? Да, я довольна. Зная возможности певца, я рассчитывала на то, что он хорошо проведет  сцены с Аидой, и продемонстрирует свои фирменные пиано. Но я даже не надеялась услышать такое мощное пение в сцене у Нила и в дуэте с Амнерис, какое услышала в спектакле 4 октября! 7 октября певец звучал не так ярко, особенно в первом действии (романс ему не удался), но всё равно произвёл на меня сильное впечатление, особенно в финальном дуэте.
Знаю, что у Йонаса есть масса критиков, которым его Радамес не нравится. Что же, у каждого своё представление об этой партии и об этом герое.

Смирнова в целом мне понравилась. В первом спектакле (4 октября) мне поначалу показалось, что она поёт как сопрано, но к сцене судилища у певицы вдруг прорезалось мощное меццо :)) Зазвучала она громоподобно, и очень убедительно.

Ангер, певший Рамфиса, был всем хорош: высокий, стройный и даже красивый :) Одно "но": голос у него звучал слишком "пёстро": то ровно, то прерывисто, то хрипло. Никакой солидности! А ещё верховный жрец :) Зато Царь (Марко Спотти) звучал шикарно. Его бас был ровный и красивый. Жаль, что певец после второго действия не выходил на поклоны.

Понравилась мне и Жрица (Анна Райан), причём она ещё и двигалась грациозно.

Амонасро  в целом тоже произвёл хорошее впечатление. И голос у него звучал красиво, и играл он хорошо.

Главной героиней обоих вечеров лично для меня стала Аида Крассимиры Стояновой. Впервые услышала эту певицу живьем, и очень рада этому обстоятельству. В моём представлении Аида должна быть именно такой, какой её показала Стоянова: нежной и доброй. Пела она потрясающе! Никаких шумных заборов воздуха, никаких "вымученых" нот. У певицы прекрасная кантилена и, кажется, что дыхание у неё безграничное... Финальный дуэт Аиды и Радамеса, пожалуй, был самым впечатляющим  моментом обоих спектаклей, хотя обе арии Стоянова спела превосходно.

В спектакле Баварской оперы есть много такого, с чем я не могу согласиться. Радамес, "выслужившийся" практически из толпы, и идущий покорять эфиопов без всякого энтузиазма (и, как следствие, растерянный и потерянный в сцене триумфа) - это раз. Непонятный статус Амнерис, которую довольно грубо волокут подручные Рамфиса в сцене судилища (может, у них там переворот случился, и папу-фараона убили?) - это два. Сцены издевательств над рабами вместо балета (я была согласна на самые примитивные танцы, но и их не было) - это три. Могу продолжить, но не буду.

Режиссёр решил показать оригинальное зрелище, и с блеском воплотил своё решение в жизнь. Только он не учёл того, что у Верди в музыке уже есть своя, вердиевская драматургия. Триумф - это триумф, танцы - это танцы. Зачем изощряться-то, и делать "всё наоборот"? Мне могут возразить: "Зато так интереснее!" Может, так действительно кому-то интереснее, но этот кто-то - не я.

Впрочем, публика с восторгом принимала оба спектакля. Хорошо аплодировала всем солистам, топала ногами, кричала "Браво!" Короче - был полный триумф, ничуть не меньший, чем у Радамеса в золотом плаще :)

Выкладываю фотографии и видео с поклонов:



Поклоны 4 октября после первого действия: Кауфманн, Спотти, Смирнова.

А это уже поклоны после спектакля 4 октября:



Ангер



Вассало



Смирнова













Кауфманн, как вы уже давно догадались :))

А это вся честная компания:





Ангер, Смирнова, Кауфманн, Стоянова, Вассало.

image Click to view


На поклонах 4 октября - Смирнова, Кауфманн, Стоянова. Йонасу кидают букет :)

Ещё поклоны 4 октября:

image Click to view



image Click to view


Баварская опера, Вассало, Смирнова, Аида, Мюнхен, Кауфманн, Ангер, Стоянова

Previous post Next post
Up