"Кармен" в Ла Скала 13 июня 2015 г. - Рахвелишвили, Мели, Мачаидзе, Кавалетти

Jun 21, 2015 23:10

Спекталь этот я смотрела на видео, и не раз. Премьерой "Кармен" открывался сезон 2009 года, и тогда как раз состоялся дебют Аниты Рахвелишвили на большой сцене. Хозе пел Кауфманн, Эскамильо - Шротт. В общем, запись  спектакля хорошо известна.

Сначала - об обстановке вокруг этой "Кармен". Билетов в кассе практически не было. Так, кое-что. Почему? Да потому, что название оперы - кассовое. Соседствующая в афише с "Кармен" "Лючия ди Ламмермур" не имела такого интереса  публики, и на все спектакли серии в продаже были билеты. То же можно сказать о паре "Кав-Паг", то бишь  о "Сельской чести" и "Паяцах". На концерты популярнейших певцов Кауфманна, Флореса и Нуччи в кассе и в интернете тоже было полно билетов. Я следила за ситуацией, и сделала для себя массу открытий. Сайт театра манипулировал билетами по совершенно не понятной мне схеме. Билеты стремительно появлялись и исчезали, но на "Кармен" мне так и не удалось поймать что-то по нормальной цене. Пришлось покупать билет в кассе за сумму, которую я не буду озвучивать :)) Наши русские спекулянты оккупировали подходы к кассе, и наперебой предлагали билеты на галёрку за 200 евро (билеты стоили по номиналу не больше 85 евро). Я предпочла отдать деньги театру, а не спекулянтам, и сесть в партер, а не на галёрку, причём за меньшую сумму, чем хотели взять спекулянты :))

Если честно, то меня в этом конкретном спектакле интересовали не барышни, а мужчины. Мели я никогда раньше не слышала, хотя он неоднократно пел в Михайловском театре Неморино, да и Кавалетти тоже был для меня совершенно новым баритоном.

Режиссер спектакля Эмма Данте наверняка учитывала данные Рахвелишвили, которая не отличается особой стройностью сейчас, и которая не отличалась ею и в 2009 году. Кармен Рахвелишвили - грубая, чувственная женщина, которая пленяет мужчин какой-то животной непосредственностью :)) У неё тяжёлая, грубая походка, она и танцует тоже грубо. В чём достоинства этой Кармен? Лично для меня - в её голосе :))

Мне эта постановка не нравилась в записи, не понравилась она мне и в театре. Почему-то режиссёр решила иллюстрировать нам арии и дуэты героев сценками, которые разыгрывает миманс. Если Микаэла говорит Хозе об умирающей матери, то мы видим эту самую мать (в исполнении Микаэлы) на кровати. Кармен постоянно сопровождают несколько девочек, в том числе в самой интимной сцене - в кабачке Лиллас Пастья. Кармен поёт хабанеру тоже в окружении девочек. И т.д., и т. п.

Итак, каков был состав? Вот он - с сайта театра:

Conductor    Massimo Zanetti
Staging    Emma Dante
Sets    Richard Peduzzi
Costumes    Emma Dante
Lights    Dominique Bruguière
Choreographic movements    Manuela Lo Sicco

Cast

Don José    Francesco Meli
Escamillo    Massimo Cavalletti
Le Dancaïre    Michal Partyka
Le Remendado    Fabrizio Paesano
Moralès    Alessandro Luongo
Zuniga    Gabriele Sagona
Carmen    Anita Rachvelishvili
Micaëla   Nino Machaidze
Frasquita   Hanna Hipp
Mercédès   Sofia Mchedlishvili

Лучшей в этом конкретном спектакле была Кармен. Голос у Рахвелишвили роскошный, что и говорить. Мне не нравится её трактовка роли, но это уже мои трудности. Спела Анита очень хорошо. Странно, но после хабанеры ей не аплодировали. Возможно, потому, что оркестр не сделал паузы (кое-какие хлопки всё-таки раздались, но быстро смолкли).

Кавалетти изображал брутального тореро. Фактура для этого у него подходящая :) Спел нормально, но не супер. Куплеты Эскамильо - твёрдый орешек! Он его разгрыз, но не в один присест :)) А если серьёзно, то у Кавалетти были трудности на низах. Но я ещё ни разу не слышала безупречного исполнения этих куплетов в живых спектаклях. Как пел куплеты Лейферкус, я не помню. Общее впечатление от его Эскамильо было прекрасное, но подробности уже стёрлись из памяти.

Нино Мачаидзе - Микаэла была довольно бледной в вокальном смысле. Я помню появление этой грузинской певицы на оперном небосклоне, когда Мачаидзе спела Джульетту в Зальцбурге в компании с Вильясоном. Она также пела с Флоресом "Пуритан" в Болонье, а пару лет назад всё в том же Зальцбурге участвовала в премьере "Богемы" в роли Мюзетты в компании с Нетребко и Бечалой. В общем, барышня попала в оперную элиту.

И что же? Прошли годы, и с голосом Мачаидзе случились метаморфозы, и не в лучшую сторону. По крайней мере, я читала неблагоприятные отзывы о певице, и вот сама убедилась в том, что поёт она не бог весть как. Мало того, я заметила качку. Такое впечатление, что Мачаидзе поёт много-много лет, и голос у неё поистёрся. Может быть, певица просто была нездорова? Не знаю... Ведь она ещё молода!

Весёлая компания контрабандистов была вполне нормальной. Но всё-таки не могу сказать, что эта четвёрка чем-то меня поразила; разве что тем, что все они молодые и симпатичные ребята :) Фраскита повизгивала, Мерседес иногда пропадала за оркестром, Ремендадо в целом был неплох. Лидером в этой четвёрке стал Данкайро, которого хотя бы слышно было.

Я очень ждала арии с цветком, потому что в дуэте с Микаэлой Мели не произвёл на меня большого впечатления. В общем-то пел он неплохо, но для спектакля Скалы его Хозе был мелковат... Герой Мели - нерешительный, мягкий парень. В голосе его было много нежности. (Мели не брезговал пиано, вставляя его даже туда, куда не надо было). Может, я слишком придирчива? Может быть...

Ария с цветком прозвучала хорошо (там были пресловутые пиано), но всё равно я ждала большего. Может, напрасно? Может быть, певец лучше и не может? Кстати, после арии ему орали "Браво!" будь здоров как :) Всё-таки свой, итальянец :)) Ещё я слышала, что уже после нашего спектакля певец пел простуженным. Возможно, в "наш" день  он как раз заболевал .
Финал Мели провел вполне нормально. Его Хозе до последнего пытался вернуть Кармен, и ткнул её ножом от отчаяния.

Рахвелишвили получила свои овации на поклонах. Вообще, всех принимали очень хорошо.

Ещё пару слов о публике. Всё-таки должна отметить, что люди в основном пришли на название. "Кармен" - известнейшая опера, и с сюжетом большинство зрителей наверняка были знакомы. Наверняка на галёрке сидели знатоки, но у нас в партере народ был разный. Мои две соседки (молодые девицы) постоянно шушукались, когда на сцене появлялся новый герой мужского пола :) Когда между третьим и четвертым актами на пять минут было прекращено действие, одна из этих девиц достала гаджет и стала гонять шарики. Спектакль её, наверное, не захватил вообще...

Кстати, могу признаться: меня он тоже не захватил в той степени, в которой мог бы. Наверное, от исполнителей, включая оркестр, я всё-таки ждала большего. Всё-таки Ла Скала - это такой театр, от которого ждёшь чего-то необыкновенного; а ничего необыкновенного на сцене не было.

Выложу фотографии, которые более или менее получились.





Моралес, Микаэла, Цунига, Кармен, кто-то из военных



Хормейстер со своим хором



Лиллас Пастья, Ремендадо, Моралес, Мерседес



Эскамильо



Микаэла



Хозе



А вот и Кармен!



Кармен



Хозе, Микаэла и половинка Фраскиты



Выходит дирижёр



Хозе и Кармен.

На служебном выходе:



Первой вышла Фраскита-Хипп.




Мели при ближайшем рассмотрении оказался невысоким очкариком, который начинает лысеть :)



Ремендадо и Фраскита :) Хотя этот весёлый парень всех уверял, что он - хорист. Но уж очень похож на исполнителя  партии контрабандиста!



Между тем, Мели и не собирался уходить :)



Кавалетти



Мерседес-



Данкайро



Маэстро



Анита выходит :))



Я спросила, собирается ли она петь Кармен в Петербурге. Анита ответила, что пока - нет, не собирается.



А это уже Нино Мачаидзе - Микаэла

Кармен, Кавалетти, Мели, Ла Скала, Рахвелишвили, Мачаидзе

Previous post Next post
Up