С некоторых пор я стала считать, что как бы ни был хорош (или не очень хорош) Кауфманн в опере, но в камерном репертуаре он показывает себя ещё интереснее.
Концерт, состоявшийся 1 мая 2014 года в венском зале Музикферайн, должен был подтвердить или опровергнуть это моё предположение.
Зал Музикферайн все видели "в телевизоре". Ну, ещё бы! Первого января, проснувшись после новогодней ночи, любители классической музыки наслаждаются прямой трансляцией концерта из этого зала.
Честно скажу: "в телевизоре" этот зал всегда казался мне слишком вычурным, слишком уж золотым. Но когда я в него попала, то весь мой скепсис улетучился в один миг! Ничего он не вычурный; он даже очень красивый. Позолота благородного оттенка, роспись стен и потолка с этой позолотой прекрасно сочетается.
Вот несколько снимков:
Публику запустили в зал
Кариатиды
Вот такой там потолок
До начала концерта оставалось время, и наша компания пошла бродить по фойе и залу. Перед входом на крутую лестницу, ведущую наверх, стояла толпа. Знакомая картина! Только у нас в Большом зале Филармонии народ стоит у дверей, ведущих в зал. "Низкий старт" большого количества людей означает то, что они при снятии "ленточки", перекрывающей вход на лестницу (или при открытии дверей, как у нас в БЗФ) будут спешить занять удобное стоячее место.
Кстати, для того, чтобы попасть в зал, надо подняться наверх, причём довольно высоко.
Программа концерта была такой:
Первое отделение:
Шуберт/Шиллер
Порука
Вагнер
Пять песен на стихи Матильды Везендонк
Антракт
Второе отделение:
Лист. Три сонета Петрарки.
Бриттен. Семь сонетов Микельанджело.
Это была очень, очень сложная программа! Просто убийственно сложная.
Как мне показалось, из ряда вон выбивался только цикл Вагнера, написанный всё-таки для женского голоса. Но Йонас записал этот цикл с оркестром на свой диск "Wagner", а значит, что певцу интересна эта тема.
Итак, все заняли свои места (как раз за моей спиной была расположена партерная "стоячка"), и примерно минут через пять после назначенного времени на сцену вышли певец и пианист. Они оба меня удивили, ибо были одеты как-то не совсем чтобы и нарядно. А точнее, я ожидала увидеть их во фраках, что соответствовало бы и программе, и залу. Тем не менее, на Йонасе был его концертный костюм с белой рубашкой и галстуком, а на Дойче всё было тёмное: и костюм, и рубашка, и галстук. У меня даже мысль мелькнула, что у них чемоданы где-то затерялись, и пришлось обоим как-то выкручиваться :)
Но дело ведь не в одёжке, не правда ли? -:)
"Порука" ("Die Bürgschaft") - очень длинная баллада. Слышала её в записи 2006 года с концерта Кауфманна в Эдинбурге, транслировавшегося по радио. Йонас имел большой успех, и сама эта вещь мне очень понравилась.
Это и рассказ, и размышление.
Но то была запись восьмилетней давности. С тех пор многое изменилось.
Зал Музикферайн - тяжёлый для вокалиста зал, как мне показалось. Я сидела в конце партера, а несколько человек из моей компании сидели на балконе. Как они потом сказали в перерыве, что-то до них не доходило. Дело даже не в звуке, которого не мешало бы всё-таки чуть-чуть добавить, а в какой-то связи между исполнителями и слушателями... Мне в партере так не показалось; тем не менее, большого восторга баллада Шуберта на стихи Шиллера у меня не вызвала.
Спел её Йонас очень качественно, выпевая все согласные, но у меня было впечатление, что он не нашёл контакт с залом. Ну, или зал ждал чего-то другого.
После небольшого перерыва нам исполнили пять песен Вагнера на стихи Матильды Везендонк.
Кажется, Образцова в телеэфире как-то заметила, что музыка-то в этом цикле гениальна, а стихи очень посредственные. Читала где-то нелестные отзывы о поэзии Везендонк (Матильду постоянно "пинают" за её "стишки"). Тем не менее, влюблённый в неё композитор написал такую музыку, которую исполняли и исполняют выдающиеся певицы. Если честно, то я не знаю, пел ли этот цикл кто-то из мужчин, кроме Кауфманна. Есть запись первой песни "Ангел" на итальянском языке в исполнении Франко Корелли. По-моему, он поёт "Ангела" просто гениально -:)
В общем, "Ангела" Йонас спел с большим чувством, показав все свои феноменальные пиано и диминуэндо.
А потом настал черёд "Остановись!" (Stehe still!), и буквально на третьей-четвёртой строчке Йонас вдруг схватился за лицо. Дойч моментально перестал играть. Певец извинился перед публикой (довольно тихим голосом, я его вообще не слышала), выждал минуту и дал знак Дойчу начать сначала. И опять запнулся - на том же самом месте! Начал опять - и опять облом -:( Публика реагировала на этот казус очень добродушно, тем более что сам Йонас умудрялся при этом ещё и шутить :) Я ничего не слышала, но зал после какого-то его высказывания просто грохнул и разразился овацией (потом с помощью транслита попыталась прочитать одну заметку, в которой говорилось, что певец сказал что-то вроде этого: "Вы же слышали, что начало я уже выучил!"). Какой-то мужчина поднялся из кресла партера и поднёс Йонасу программку с текстами всех песен (зал опять "грохнул"). Короче, с четвёртого раза певцу удалось допеть вторую песню до конца, как и остальные три. Зал очень тепло ему аплодировал.
Если честно, то вся эта ситуация меня очень сильно задела. "Какого чёрта я сюда припёрлась?" "Зачем я сюда приехала? Чтобы слушать совершенно неподготовленного певца?" - вот какая мысль мелькнула в моей голове -:( Припомнила Йонасу ещё и его не совсем парадный вид -:) В общем, с большим удивлением обнаружила, как внутри меня закипает раздражение по отношению к одному из самых любимых певцов! К певцу, который не раз и не два дарил мне такое наслаждение, ради которого стоило ехать хоть за тридевять земель -:(
А потом, уже в антракте, мне стало стыдно. Тема эта не нова: "Я тут, понимаешь ли, вся из себя настроилась наслаждаться прекрасным, билет купила, а он (она)...." И далее - целый букет упрёков, в зависимости от ситуации (некоторых балерин даже упрекают в том, что они в декретный отпуск ушли, и стало "не на кого ходить" -:)).
Да, так уж получилось - забыл он слова. Ну и что? Вот балладу Шиллера, которая напечатана на нескольких страницах, не забыл, а стишок Матильды у него из головы вылетел.
В антракте сходила на балкон к знакомым, а потом заглянула и в зал. Вот стоячие места:
Народ не стесняясь сидит на полу (ноги-то не казённые!) и караулит свои места.
А это - публика на сцене и рояль:
Тоже то ещё удовольсткие: смотреть на спину Йонаса и слышать его голос, отражённый от стен. Зато Дойча видно в профиль (и слышно!)
Итак, я не знаю, что там было за кулисами в антракте, но только на второе отделение Йонас вышел очень серьёзным.
КАК он спел сонеты Петрарки! Это была кульминация вечера. И ради этого стоило лететь в Вену.
Я пришла в полный восторг!
Сонеты Микельанджело тоже были исполнены прекрасно. В общем, второе отделение прошло феерично :)
Немецкую программу, которую до концерта я считала "главной" в этот вечер, затмила программа на стихи великих итальянцев.
Поклоны после концерта:
Click to view
Click to view
А потом пошли бисы. Их было четыре. Первый бис я не опознала, хотя мне и показалось, что это что-то из Рихарда Штраусса. Потом Йонас спел две очень знакомые то ли песни, то ли арии из оперетт (увы, не могу сейчас найти их названия, хотя наверняка в сети народ уже всё выложил). Публика неистовствовала, и нам дали четвёртый бис. Я решила его записать, но у моего фотоаппарата не хватило мощности. В общем, записалась только треть "Dein ist mein ganzes Herz" из оперетты Легара "Страна улыбок":
Click to view
По его позе, по манере подачи "материала" видно, что Йонас расслабился и перестал переживать -:)
В следующем посте будут фотографии с автограф-сессии (а то я и так слишком уж размахнулась -:))
P.S. Тема бисов получила продолжение -:) См. пост от 21 мая -:)