На Риголетто не была очень давно - лет десять. Последнюю постановку, естественно, не видела. Ожидала худшего, если честно; но всё равно, режиссура и сценическое оформление не порадовали. Спектакль получился каким-то стандартным для Мариинского театра последнего десятилетия.
Впрочем, на оперу пошла ради оперы, а не ради постановки. Была приятно удивлена, когда увидела, что в партии Герцога дебютирует Сергей Семишкур (на сайте театра были заявлены Ж.Домбровская - Джильда и Н.Путилин - Риголетто; другие исполнители не были указаны).
Очень люблю Верди, но Риголетто почему-то не входит в "первый ряд", если так можно выразиться, моих пристрастий. Больше всего у Верди люблю Трубадура , Травиата, Отелло и Дон Карлос - на втором месте, Риголетто "замыкает тройку":))) Объяснить свои пристрастия не могу. Вчера ещё раз убедилась в том, что музыка Риголетто прекрасна, дуэты Джильды и Риголетто, а также знаменитый квартет последнего действия берут за душу... Наверное, мне ни разу не удалось услышать на сцене выдающийся спектакль Риголетто, когда все певцы были бы на месте, и каждый был бы прекрасен сам по себе.
Несколько слов о постановке. Не знаю, почему почётную роль получила развалина колонны, покрытая красным полотнищем. Она была участницей всех сцен. Придворные-мужчины были одеты в чёрные одежды, женщины были в светлых платьях. На фоне своих придворных Герцог выделялся только тяжёлой цепью с медальоном. Правда, покрой его костюма был несколько иным, чем у костюмов придворных. Кстати, покрой мне не понравился. Сложилось впечатление, что у Герцога узкие плечи и широкие бёдра. Правда, на картинах старых мастеров подобные фасоны встречаются часто; но Семишкуру такой костюм явно не идёт.
Конечно, Герцог должен выделяться прежде всего голосом; но художник спектакля, как мне всегда казалось, продумывает всё до мелочей, и такое решение костюма одного из главных героев наводит на размышления...
Риголетто как раз выделялся красным плащом с искусственным горбом и золотой короной.
На протяжении всего спектакля меня не покидало ощущение, что постановщикам не хватает фантазии - раз, освещения - два, ну, и денег - три...
Дирижировал Бубельников. К оркестру у меня претензий почти нет.
Семишкур дебютировал удачно. Партия герцога у всех на слуху, есть с кем сравнивать. Появился он как-то незаметно (ещё бы - чёрный на чёрном), но, как только зазвучала баллада, я сразу же отличила этого героя от других. Балладу Семишкур спел осторожно, но вполне прилично. Когда появился Риголетто, с первых же фраз этого персонажа я поняла, что певец не в голосе. Партия труднейшая, требует колоссальной самоотдачи, актёрского мастерства; и тут выходит певец и начинает "сипеть" и просто фальшивить.
Душа отдыхала на сценах с Джильдой-Ж.Домбровской. Певица пела вдохновенно, хоть и не безупречно. В главной арии в конце, на колоратурах, у неё немного дрогнул голос. Были и другие оплошности, но пение Домбровской подкупало искренностью и правдой чувств.
Второй акт открылся развёрнутой сценой Герцога, в которой он беспокоится об исчезнувшей Джильде. Пожалуй, у Семишкура это было лучшая сцена из всего спектакля. Неплохо он спел и песенку Герцога. Играл весьма достоверно, но мне показалоь, что певец чувствует себя напряжённо. На премьере Бенвенуто Челлини Берлиоза певец был более раскованным.
Хорошую пару составили Анна Кикнадзе - Маддалена и Федор Кузнецов - Спарафучиле.
У Путилина неплохо прошла сцена в конце второга акта - "Куртизаны, исчадья порока!..." и дуэт с Джильдой; но "неплохо" в данном случае значит лучше, чем остальное. Особенно ужасно он пел дуэты с Джильдой. Домбровская своим звонким голосом немного сглаживала то жуткое впечатление, которое производил Путилин. Позади меня (я сидела на балконе) даже раздалось "Кошмар!"
Тем не менее, после спектакля Путилин получил свои аплодисменты и свой букет. Кстати, аплодировали очень неплохо, но недолго и Семишкуру, и Домбровской, и Кузнецову, и Кикнадзе, и Бубельникову. Занавес, естественно, не поднимали. Я попыталась сфотографировать поклоны; но, поскольку в зале и на сцене было темно, фотографии не получились.
Выкладываю две, наиболее приличные - исключительно для информации о количестве и качестве букетов.
Дирижёр (П.Бубельников) подходит к своим певцам. Слева направо - Ф.Кузнецов, А.Кикнадзе, С.Семишкур, Ж.Домбровская, Н.Путилин
С букетами - С.Семишкур, П.Бубельников и Ж.Домбровская (Н.Путилин с букетом в кадр не попал)