Лебединое озеро 15 марта 2008 г. - Вишнёва, Колб

Mar 16, 2008 20:39

 За полчаса до начала спектакля  в фойе театра яблоку негде было упасть. Всё пришло в движение - потоки зрителей, администраторы. Кругом люди с букетами... 
Вишнёва танцует "Лебединое озеро" - ещё лет пять назад я не могла себе это представить. Увидев выход Одетты, я вдруг сообразила, что руки у неё вполне "лебединые", как и рост... Наверное, дело было не во внешних данных. Казалось, что сама природа таланта Вишнёвой далека от "лебединых картин". И вот - выдалась возможность посмотреть балерину в самом традиционном русском балете...

Конечно, было очень жаль, что партнёром Вишнёвой в силу обстоятельств оказался Колб, а не французский танцовщик (фамилия вылетела из головы). Хотелось убить "двух зайцев", но не получилось...
Первая картина, в которой па-де-труа танцевали Гончар, Чепрасова и Щербаков, прошла без особых откровений. Колб-Зигфрид был слишком прозаичен, хотя и изображал некое "душевное томление". Участники па-де-труа станцевали на приличном уровне, но без блеска. Шут - Г.Попов был весьма шустрым шутом (аплодисменты после картины в его адрес были громкими). В общем, лично я  ждала, когда же начнётся вторая картина - самая моя любимая в этом балете.

И вот - на сцене появился Ротбардт - И.Кузнецов. Отпрыгав диагональ прыжков-"шпагатов", Кузнецов заработал первое "браво" этого спектакля (кричали немцы, сидевшие за моей спиной, на 3 ярусе).

Выход Одетты-Вишнёвой мне понравился. Появилась испуганная героиня, оплакивающая свою судьбу. Но с каждой позой, с каждым движением балерины мне всё стало "неудобно" - глаз просто "натыкался" на острые углы аттитюдов, на рваную пластику движений рук - не то крыльев, не то просто трепетных рук. Эта Одетта не была Лебедью - так мне показалось.  Может быть, в чём-то Вишнёва была права. Она вернула истории про Одетту и Зигфрида прежде всего заколдованную девушку, а не птицу. Конечно, это очень спорное предположение, но всё же...  Вдобавок балерина изменила порядок движений и позировок.  Казалось, что на Мариинской сцене танцует гастролёрша, не знакомая со школой Вагановой. Кордебалет, кстати, танцевал прекрасно.

К сожалению, слишком прозаический Зигфрид не вдохновил эту Одетту. По-моему, она его не полюбила, а лишь приняла как должное клятву этого принца. Что ж - вдруг он действительно победит Ротбардта?

Что касается собственно танца Одетты-Вишнёвой, то мне не понравилось адажио, частично не понравилась вариация и очень понравилась кода. В адажио не было кантилены, столь привычной глазу петербургского балетомана. Хореография вариации была тоже изменена. Очень жаль! Мне кажется, что вариация Одетты поставлена так, что не требует замены ни одного движения.

Второй акт прошёл гораздо триумфальнее первого. Одиллия появилась в пачке чёрно-синих тонов, яркая, броская и какая-то излишне блестящая - как хлопушка. Её задачей было увлечь Зигфрида и заставить его нарушить клятву - и она с этим справилась. Что чувствовала эта Одиллия? Да ничего...

Хореография "черного" па-де-де тоже была изменена, но это, как ни странно, не очень меня раздражало. Дело в том, что последние лет десять наши Одиллии танцуют вариант антре и вариации, отличающиеся от первоначального. В общем, Вишнёва здесь ушла чуть дальше других мариинских балерин - просто немного поменяла рисунок  вариации и поддержки в антре.
Фуэте начала крутить двойные, но это было напрасно - Вишнева не попадала в музыку. Перейдя на одинарные, балерина мгновенно взвинтила темп, и закончила фуэте под овацию. Хороша была и финальная диагональ.

К сожалению, И.Колб станцевал хуже, чем может.

Наконец, последний акт прошёл традиционно. Испуганная Одетта отчаянно боролась с Ротбардтом, понимая, что всё кончено. И вдруг свершилось чудо - Зигфрид прибежал на озеро и сразил волшебника. На лице Одетты читалась радость - она спасена! Что касается её чувств к Зигфриду - тут всё сложнее... По-моему, их не было.

Подвожу краткое резюме. Вишнёва "перемудрила", как мне кажется. В итоге - самостоятельный взгляд на балет "Лебединое озеро", не поддержанный партнёрами (и кордебалетом, в частности). Позировки, руки этой Одетты резко отличались от позировок лебедей второй и четвёртой картин. Кто она - птица? Наверное, всё-таки девушка.

Пойду ли я снова на Вишнёву в Лебедином? Возможно, но не скоро. Говорят, у неё все спектакли разные... Я видела всего один, и он меня не убедил.


Поклоны после адажио


После "черного" па-де-де


После второго акта


После спектакля

Вишнева, Колб, Лебединое озеро

Previous post Next post
Up