Спектакль был праздничным, несмотря на статус абонементного (по моим старым меркам, абонементная публика - самая «сонная»); правда, сейчас такие абонементы, на которые можно купить билет (что я и сделала задолго до 1 марта). Всё-таки «Спящая красавица» - такой спектакль, в котором «всегда есть место подвигу». Любая маленькая роль может украсить балет, даже если главные герои разочаруют. Но они не разочаровали!
Программка к спектаклю гласила, что Виктория Терёшкина и Леонид Сарафанов дебютировали в «Спящей красавице». А как же спектакль, записанный со сцены в 2007 году? Там Терёшкина танцует Аврору… Что-то неладно в нашей театральной администрации! Вика уже два дня как была заслуженной артисткой России, но сей факт в программке не был отражён.
Сидела я в 15 ложе 1 яруса, то есть примерно на уровне 2 ряда партера. Очень хорошо (иногда - даже слишком) слышала оркестр. Увы, П.Бубельников не смог укротить его. Ужасающе звучала медная группа. В начале второго акта валторны с первой же ноты заставили вздрогнуть - у принца Дезире в свите не нашлось ни одного человека, приличного играющего на охотничьем рожке. Вот такая это была охота… В вариации феи Канарейки фальшивила флейта. Точнее, она играла отдельно от оркестра.
В спектакле участвовали В.Пономарёв и Е.Баженова - Король и Королева, Е.Кондаурова - Фея Сирени, И.Кузнецов - Фея Карабосс, Д.Васнецова - Фея Кандид, Ю.Касенкова - Фея Флер-де-Фарин, Е.Чепрасова - Фея Крошек, А.Лавриненко - Фея Канареек (1-е выступление), М.Чугай - Фея Виолант, А.Сомова - Флорина, А.Корсаков - Голубая птица, Е.Осмолкина -Фея Бриллиантов.
В прологе всех затмил, конечно, Кузнецов. Его Фея Карабосс появлялась на крестинах не истерично, а очень спокойно. Приехала весьма бодрая величественная старуха, засидевшаяся в одиночестве. Все эти «мелкие сошки» - Кандид, Канарейка (которых она весьма точно передразнивает), да и другие приглашённые феи, не очень-то ей страшны. Напустив ужаса на родителей Авроры, Карабосс, возможно, осталась бы довольна собой, и свою угрозу не осуществила бы…. Но Фея Сирени весьма решительно дала понять бабуле, что не она здесь главная, и Карабосс уехала озлобленной, готовой к мести.
Феи танцевали, что называется, стандартно. Лавриненко не повезло с музыкой. Не знаю, что послужило причиной сбоя в оркестре. Может быть, солистка сама сбилась, и дирижёр попытался подстроиться под неё (а флейта играла в прежнем темпе) … Хотя мне не показалось, что танцовщица была виновата.
Кондаурова - очень красивая Фея Сирени. Жаль, что в этом спектакле у неё мало танцев.
В первом акте Терёшкина произвела хорошее впечатление. Правда, при выходе балерины бросились в глаза «габариты» Авроры. Почему-то возникла мысль, что так могла бы выходить Одетта (или Одиллия). Не хватило мне в этой Авроре трепетности, нежности, хотя Виктория честно «отыгрывала» все мизансцены «застенчивости» с родителями и женихами. Адажио с кавалерами, вариацию и коду станцевала очень хорошо.
Второй акт, как я уже написала, начался с «киксов» валторн. Дезире-Сарафанов явился истинным принцем - чуть капризным, чуть надменным, но, прежде всего, юным и прекрасным. Сразу возникла ассоциация с фарфоровой статуэткой…
В сцене с нереидами Аврора-Терёшкина была бледна, как будто смыла весь свой грим. Мне понравилось, как она станцевала адажио. И вообще - вся картина прошла очень хорошо.
Наконец, третий акт стал триумфом Сарафанова. Да, у него там всего одна вариация и небольшая кода; но если танцовщику есть что показать зрителю, то и этого вполне достаточно. Кстати, как партнёр он проявил себя весьма достойно. Мне казалось, что в свадебном па-де-де у Сарафанова должны возникнуть трудности с поддержками, но этого не случилось. Несмотря на хрупкость облика, Дезире «подавал» свою даму уверенно.
В вариации Сарафанову удалось совместить очень чистое исполнение всех сложнейших па с музыкальностью. Я бы даже сказала, что станцевал он «вкусно» (сейчас так часто выражаются, имея в виду смакование самого процесса исполнения). Артист получал удовольствие, танцуя сложнейшую хореографию. Особенно эффектно он станцевал вторую часть, с турами в воздухе, сменяемыми антраша. После спектакля я обменялась впечатлениями со своими спутниками. Они именно так и охарактеризовали свои впечатления от Дезире-Сарафанова: «Он танцевал с удовольствием, а мы с удовольствием на него смотрели». Правда, ещё отметили элемент самолюбования (как и у Сомовой-Флорины).
Терёшкина в третьем акте показала, что для неё нет технических трудностей. Правда, в Спящей красавице трудности несколько иного толка, чем в Дон Кихоте, например. Хотелось бы пожелать Виктории бОльшего изящества, даже хрупкости. Тогда роль Авроры точно можно будет назвать удачей балерины.
Немного разочаровала Осмолкина-Бриллиант. Разочаровала тем, что не очаровала.
Парад сказок прошёл предсказуемо. В.Мартынюк и Ф.Мурашов (Кошечка и Кот) получили заслуженные аплодисменты. Впрочем, кто их не получает после исполнения этого номера?
Алиса Соколова - Золушка заставила вспомнить выпускницу Алису Соколову. Не знаю, почему эту танцовщицу можно видеть только в маленьких ролях.
А.Лавриненко и Н.Зубковский (Красная шапочка и Серый волк) напомнили о хорошем, даже очень, характерном танцовщике Николае Зубковском. В чём дело? Почему его не видно хотя бы в Индусском танце Баядерки?
А.Сомова и А.Корсаков в дуэте Флорины и Голубой птицы явили собой немного комичное зрелище. Долговязая принцесса с длинными ногами, задираемыми «до потолка», иногда обращала внимание на заколдованного принца в виде короткошеей Голубой птицы. Птица имела сосредоточенное выражение лица на протяжении всего дуэта. В общем, ни любви, ни взаимного интереса я у этих исполнителей так и не увидела. Лучшее место, в котором они выглядели хорошо - кода в конце спектакля, когда все герои танцуют небольшие выходы под мазурку, сменяемую вальсом. Параллельные прыжки прошли у Сомовой и Корсакова красиво.
После спектакля овации были не слишком бурные, как и положено на абонементном спектакле. Всё же мы поучаствовали в вызовах исполнителей уже после того, как занавес был опущен. Цветы получили, конечно, Сарафанов и Терёшкина, а также и другие исполнители. Я кое-что смогла заснять, и букеты видны…
После первого акта - В.Терёшкина и два её кавалера
А.Сомова и А.Корсаков после выступления
Л.Сарафанов и В.Терёшкина после исполнения свадебного па-де-де
Апофеоз. Через несколько секунд опустится занавес.
После спектакля
Все участники спектакля на поклонах
После вызовов - Виктория и Леонид кланяются зрителям