"Евгений Онегин" - трансляция из Мет 5 октября 2013 г. - В.Гергиев, А.Нетребко, М.Квечень, П.Бечала

Oct 14, 2013 23:55

Приобщилась и я к этой записи -:) Судить о спектакле по "картинке", конечно, вполне можно - именно о спектакле. Как они там пели? Наверное, всё-таки очень похоже на то, что я услышала через свой телевизор.

Наверное, режиссёр Дебора Уорнер читала и Чехова, и Толстого. Сомневаюсь в том, что она читала Пушкина. Но, вообще-то, опера - это не роман в стихах; и к тому же Уорнер - не русская... Может быть, режиссёру достаточно  было просто прочитать либретто? Мне не понятно, почему действие перенесено в условно-русскую среду. Перед зрителем предстал такой условный ХIХ век - женские костюмы с тюрнюрами (я почему-то вспомнила "Унесённых ветром" с В.Ли  - костюм Татьяны на балу очень похож на платья Скалетт, и одежда  Мамми похожа на одежду Няни).

Итак, что я увидела?
Утром в усадьбе Лариных кипит жизнь. В доме масса горничных, тут же болтаются какие-то крестьянские юноши. Про жалюзи на окнах во всю стену не упомянул только ленивый. Интересно, в какой губернии находится эта усадьба? Наверное, где-то на юге России, иначе не объяснить такую немыслимую архитектуру.

Я увидела, что Татьяна очень смахивает на Анну Каренину, особенно в финальной сцене, а Онегин в первой картине - на земского врача (ну, чем не доктор Астров?), разве что чемоданчика у него не было.

Оказывается, русские господа стрелялись на ружьях. Ленский, наверное, был из разночинцев. Или он был славянофилом? На дуэль явился в косоворотке.

Самый большой ляп спектакля - сцена с крестьянами. Если действие происходит после 1861 года, то почему это крестьяне  с хоругвями и иконами явились к барыне? Может, она им ссуды даёт? Или она просто благотворительностью занимается? А если до отмены крепостного права (про первую четверть XIX века я уж и не говорю), то почему все так одеты? И почему крестьяне пляшут с господами на балу у Лариных?

Танцы крестьян после поднесения "снопа разукрашенного" - это что-то с чем-то! Смесь брейк-данса и "Весны священной" Нижинского (как девку-то подняли! супер!).   Валяние крестьянки по полу - это тоже очень интересно. Девка предусмотрительно надела панталоны, и это очень хорошо с точки зрения нравственности.

Вообще, по полу там все повалялись. И Татьяна при написании письма, и Онегин - в последней картине, и Ольга - когда Ленский убежал с бала. Перед тем как убежать, он ещё с Онегиным сцепился (русские ведь так любят драться!). Драка на кулачках - цитата из спектакля М.Ляйзера в Мариинке.

Был и обмен поцелуями! Сначала Онегин поцеловал Татьяну (после "наставленья"), потом Татьяна - после "прощай навек!" (оркестр паузу держал).

Мне ещё не понравилось, что действие первой и третьей картин происходят в помещении -:( "Прелестно здесь! Люблю я этот сад..." - говорит Ленский Лариной и... остаётся в помещении. И объясняются Онегин с Татьяной  всё там же, среди урожая...тыкв! Да, точно имение Лариных где-то на кубанщине! И Татьяна поэтому такая справная девушка -:)

Наверное, надо просто закрыть глаза на эти несуразности. Ведь в опере главное - как поют! Только я не хочу закрывать глаза -:( Я хочу видеть героев Чайковского (о Пушкине уже и не мечтаю).

Ладно, хватит ворчать! Что понравилось?

То, что Ленский пришёл к Лариным с баночкой варенья, и вручил её Лариной -:) То, что перед первым объяснением Онегин огляделся, и на всякий случай закрыл дверь- чтобы кто-нибудь не подслушал. То, что перед роковым выстрелом Ленский и Онегин пожали друг другу руки и обнялись! То, что Онегин кинулся к убитому Ленскому, снял с него очки и прижал к себе (цитата из постановки Темирканова, только там очков не было).

По образу, пожалуй, больше всех понравился Ленский. Я таким себе Ленского и представляю - влюблённым, искренним и в чём-то беззащитным. Очки здесь очень в тему (очки мы уже видели - всё в той же постановке М.Ляйзера в Мариинке).

Ольга, по-моему, очень точно показана. Она весьма расчётлива и отнюдь не глупа.

Ларина и Филиппьевна вполне на месте.

Онегин поначалу показался мне каким-то пресным. Ну, надоело ему всё (чего он только не увидел за свою жизнь - аж за целых двадцать шесть лет!); но ведь девочка письмо ему написала! Да, девочка не в его вкусе, и явно простенькая и наивная, но ведь и не глупая! Да покрасуйся ты хотя бы перед ней! Поизображай из себя хотя бы "пожившего" и "уставшего" -:) Но Онегину, как мне показалось, и это было лень. Яблочко взял и стал его в руках крутить... Впрочем, эта сцена была сыграна вполне неплохо.

Для меня самой странной героиней оказалась Татьяна. Не знаю, как бы на месте Нетребко смотрелась другая певица, но мне показалось, что Анна просто переросла эту роль -:( Да, сужу всего-то по одной записи, но ведь честно в этом признаюсь. Может быть, из 30 ряда партера всё увидела бы (и услышала) совсем по-другому.

Эти платья Нетребко не идут -:( Самое удачное по покрою - на балу в Петербурге (там мысик вставлен в корсаж, он её стройнит), хотя и от него я не в восторге. Ужасно нелепо она смотрится в сцене письма - в маечке-кофточке и юбке (кубанская казачка -:)). Не понравилось мне и её платье (и причёска - растрепанная коса) в первой картине. А на именины Татьяну одели.. в лиловые тона (Анну Каренину на балу Кити Щербацкая так и представляла себе - непременно в лиловом -:)). И фасон тоже был какой-то дамский...  Я не знаток моды, но, по-моему, незамужних девушек лет до двадцати пяти всё же одевали в светлые платья. Ольга, по крайней мере, щеголяла в платье со светлым верхом.

Эта Татьяна - очень взрослая. Дело не в возрасте певицы, не в её габаритах, а в самом поведении героини. И пела она по-дамски. По-моему, спела в целом хорошо, но меня эта героиня не зацепила...

Если говорить о вокале, то мне очень понравилась Дядькова-Няня (просто пять баллов!). Неплоха была и Ольга - Волкова. Заремба-Ларина по-моему, пела с сильным вибрато (ну, или как-то иначе можно назвать то, как она звучала). Бечалу почему-то ругают за арию. Возможно, я не слишком внимательно прослушала "Куда, куда...", но мне понравилось.

Квечень в целом произвёл хорошее впечатление, особенно в финале.

Тановицкий - Гремин -:( Даже не знаю, как помягче выразиться. А зачем помягче? Позорище - вот что это было -:( Но на поклонах своё "Браво!" он получил. Может, у меня уши "неправильные"? Или в зале он звучал иначе? Сомневаюсь...

Хор очень понравился!

Оркестр звучал стандартно для Гергиева. Я начиталась всякого, но, наверное, у меня уже какая-то привычка выработалась -:) Всё-таки слушаю регулярно его оркестр, и ничего нового для себя не открыла -:)

В общем, не знаю как для американцев, а для русской публики, наверное, этот "Онегин" всё-таки немного "чужой", несмотря на массу российских исполнителей.

По крайней мере, я именно так и восприняла эту постановку - "чужая"...

P.S. Я не слишком внимательно смотрела некоторые эпизоды, хотя слушала вполне внимательно. Может быть, что-то и упустила.

Метрополитен Опера, Бечала, Квечень, Евгений Онегин, Нетребко

Previous post Next post
Up