Балет Кировского театра 70-х-90х годов

Jan 23, 2008 23:11


Татьяна Терехова

Казалось бы, Татьяна Терехова совсем недавно ещё танцевала в Мариинском театре. Но прошло уже достаточно много лет с тех пор, как она вышла на сцену родного театра в последний раз.

Наверное, это был антрепризный спектакль, состоявший из двух балетов Ратманского: "Прелести маньеризма" и «Сны о Японии», который Большой театр привёз на обменные гастроли в 1998 году. В спектакле родного театра в последний раз я видела Терехову в «Спящей красавице». Ей было тогда уже около 45 лет.

Но начну всё-таки с моих первых впечатлений об этой балерине. В далёком 1979 году я попала на вечер балета Кировского театра в Большой концертный зал «Октябрьский». Сидела в седьмом ряду партера, что практически означает - у самой сцены (оркестровой ямы не было). В «Пахите», где солировала Ченчикова, одну из вариаций танцевала Терехова. Это была прыжковая вариация из балета «Трильби». С первых тактов танец Тереховой приобрёл размах. Прыжки были высоки, причём балерина демонстрировала роскошный баллон. Позы поражали чёткостью фиксаций, туры крутились стремительно. Зрительный зал взорвался уже после третьего прыжка (балерина в первой части вариации пролетает по диагонали через всю сцену). После вариации Татьяне Тереховой устроили овацию. Был ещё один интересный спектакль примерно в это же время. Я попала в Кировский театр на «Дон Кихота». Спектакль начала Г.Комлева, но после первого акта произошло ЧП: балерина получила травму, и её пришлось менять. Антракт длился около часа, и спектакль продолжила Т.Терехова (Базилем был В.Бударин). Конечно, балерине было трудно войти в спектакль, начавшийся на очень высоком «градусе». В зале были поклонники Комлевой, которые после первого акта аплодировали так, как обычно аплодируют после спектакля. Потом я узнала, что балерина потянула ногу и решила отказаться от дальнейшего выступления. Конечно, зрители аплодировали и Тереховой. Не помню, сколько было подарено ей цветов, но они были. Бударин был надёжным партнёром, и все поддержки были выполнены хорошо.

Следующую Китри Тереховой мне пришлось ждать несколько лет. Есть всем известная запись спектакля 1987 года, где она танцует с Ф.Рузиматовым. Я ходила на съёмки этого спектакля, как раз на последний день, когда «прокатывали» все четыре акта. Мне показалось, что артисты были измучены. Капельдинерши 3 яруса сказали, что накануне снимали 4 акт, и Терехова с Рузиматовым без конца танцевали па-де-де, буквально до упаду. Это не могло не сказаться на качестве записи… Я видела эту пару в «обычных» спектаклях, и оба нравились мне значительно больше. Но что же делать! Хорошо, что хоть это осталось…
Но, кроме Рузиматова, Базилем при Китри-Тереховой часто бывал К.Заклинский. Помню совершенно фееричный спектакль, который они станцевали на один из первомайских праздников. Я попала в театр по «лишнему билетику», на третий ярус. Атмосфера была сумасшедшей! На протяжении всего спектакля зрительный зал аплодировал главным героям, и не только после удачных танцевальных пассажей. Эта пара устроила настоящее соревнование героев в остроумии, не забывая о таких «мелочах», как поддержки на одной руке в 1 акте (любимейшее мною место во всем спектакле - если эти поддержки действительно легки и продолжительны). До сих пор помню то ощущение зрительского счастья, которое охватило меня после этого «Дон Кихота».

Китри была большой удачей балерины. Что уж тут говорить! Техника позволяла ей чувствовать себя на сцене настоящей героиней. Роскошно танцевала она все вариации, особенно - в картине «Сон». Не хочу показаться занудой, но сейчас так эту вариацию никто не танцует.

Я не знаю, как оценивает сама балерина своё творчество, какую роль она считает самой удачной… Но для меня это, без всяких колебаний - Гамзатти. В этой роли Терехова заснята в 1977 году, в спектакле с Комлевой-Никией и Абдыевым-Солором.
Не хочу обидеть Р.Абдыева, но уровень этого танцовщика к моменту съёмок был уже невысок. Комлева танцевала очень технично. Жаль, что её не записали раньше, когда она была молода. Но все равно - хорошо, что спектакль заснят! Мне кажется, что и у Тереховой я видела лучшие спектакли.
 Всегда поражала вариация. Уже встав в исходную позу, она излучала уверенность в себе и победоносность своей героини. Финальная диагональ прыжков-шпагатов (па-де-ша) завершалась прыжком с «зависанием». Зал взрывался овациями!

Интересно проводила Татьяна Терехова и сцену с Никией. Часто эта пантомима напоминает «разборку», а не диалог двух достойных друг друга соперниц… У Тереховой роль была проработана до мелочей. Её принцесса была тверда. Она чувствовала свою правоту, и уступить для неё было равносильно смерти. Падение на колени перед соперницей было обыграно как мимолётная потеря контроля над собой. Гамзатти приходила в себя мгновенно, и тут же поправляла свою корону. Многие исполнительницы этой сцены хватаются за корону, но не у всех это получается так убедительно, как было это у Тереховой.

Когда в «Баядерке» Гамзатти танцевала Терехова, для исполнительницы роли Никии наступали трудные минуты… Конечно, для Мезенцевой или Комлевой это партнёрство не было катастрофичным. Станцевав несколько первых своих «Баядерок», весьма интересной Никией стала Асылмуратова. А вот на первом своём спектакле Алтынай испытала большие трудности. Не всё получилось, в том числе и с поддержками (Солором был Заклинский); но, пожалуй, главной проблемой было выступить достойно на фоне Тереховой-Гамзатти. Татьяна была блистательна! В гран па 2 акта у неё не было ни одного «проходного» движения. Зал был «взят» ею безоговорочно! После оваций, устроенных публикой исполнительнице роли Гамзатти, на сцену выбежала Никия Асылмуратовой. Конечно, зрители поддержали и дебютантку, но аплодисменты были гораздо сдержанней.
В антракте группа завзятых балетоманов с третьего яруса обсуждала «поведение Тереховой» и признала его недопустимым! «У девочки дебют. Мы и так знаем, что ты у нас прима. Зачем же лезть из кожи вон?». Странный подход к балетному спектаклю! Выходит, сегодня «девочка дебютирует», завтра - «последний спектакль уходящей на покой пенсионерки», потом - кто-нибудь танцует после большого перерыва. Когда же танцевать в полную силу? Балерина отдавала зрителю всю себя, доказывая, что является настоящим профессионалом. 
Поговаривали, что однажды Ю.Махалина после одной из «Баядерок» устроила за кулисами истерику и заявила, что больше не будет танцевать этот спектакль с Тереховой - зрители аплодировали Махалиной гораздо сдержаннее, и цветов она получила гораздо меньше…

Мне приходилось слышать от разных людей, что Гамзатти Тереховой - это лучшее, что они видели в «Баядерке». Безусловно, она была самой лучшей Гамзатти в театре конца70-х-начала 90-х годов, притом, что и О.Ченчикова, и Л.Кунакова, и И.Чистякова танцевали эту роль весьма достойно.

Кроме перечисленных выше балетов, я видела Татьяну Терехову в «Лебедином озере», «Легенде о любви» (в том числе её дебютный спектакль), в которой она танцевала Ширин, «Каменном цветке» (Хозяйка), «Спящей красавице» (Аврора), «Сильфиде» (Сильфида), (Жизели» (Жизель и Мирта), «Корсаре» (Медора), фрагментах из «Лауренсии» (Лауренсия), «Шурале» (Сюимбике), «Эсмеральды» (Диана), в «Пахите» (Балерина и солистка). Наверняка что-то забыла. Говорили, что Терехова подготовила и Никию, но так и не вышла на сцену в этой роли. Лично мне очень, очень жаль, что она так и не станцевала эту партию! Возможно, балерину остановило одно весьма прозаическое обстоятельство: после полученной травмы спина её уже не была такой гибкой, какой была раньше. Терехова не гнулась, а «складывалась», но зрителю даже не всегда было заметно, что у балерины проблемы со спиной. А роль Никии требует, помимо блестящей техники, гибкости.
Кто-то из балетоманов говорил, что Терехова в шальварах просто некрасиво выглядела, и это её остановило.

О внешности балерины судачили часто. Да, она никогда не была красавицей, да и фигура у неё не была идеальной. К числу достоинств этой балерины я отношу её фантастическое трудолюбие и работу над своей внешностью. Готовясь к роли Китри, она красила волосы.
Продумывала каждую мелочь в костюме, тщательно подбирала покрой. Триумфом Тереховой считаю Медору в «Корсаре» (я ходила на её дебют) - она выглядела в этом балете безупречно! Платья сидели идеально, пачки были той длины и того покроя, который требовался именно для неё… Грим тоже был безукоризненным. Именно на этом спектакле я поняла, что Терехова - та женщина, которая может обратить свои недостатки в достоинства.

Пожалуй, наряду с Гамзатти, самыми интересными ролями Тереховой были Ширин (мне это казалось невозможным до того, как я посмотрела «Легенду о любви» с её участием), Одетта-Одиллия, Медора (хотя, скорее, назову её не ролью, а партией), Диана и Пахита.

Интересна была и Жизель - очень земная в первом акте и необычайно воздушная во втором. Таких заносок во втором акте Жизели, какие делала Терехова, я больше ни у кого не видела.

Мне не очень понравилась Сильфида Тереховой (видела её один раз), разочаровала и Аврора. Но Аврору я видела тоже всего один раз, и именно в конце карьеры балерины. «Разочарование» применительно к Тереховой для меня означает одно: «Я думала, будет лучше»; а танцевала она Аврору очень даже хорошо, если судить о роли по обычным меркам.

Я не написала ещё о конкурсах артистов балета, в которых участвовала Терехова. Она получила вторую премию на Конкурсе артистов балета в Москве в паре с мужем - Сергеем Бережным, в 1977 году (вторую премию получила и Мезенцева) и первую - в Осаке, в паре с Заклинским. Конкурс в Москве транслировали по телевизору. Терехова и Мезенцева танцевали прекрасно, и, по-моему, заслуживали первых премий. Но их присудили А.Михальченко из Большого театра и Н.Семизоровой из Киева. Вскоре Семизорова тоже стала выступать в Большом театре.
Ленинградских артистов балета после бегства на Запад М.Барышникова на первое место просто не пускали…

Сейчас, сквозь годы, я вспоминаю о Татьяне Тереховой с благодарностью за тот праздник, который она дарила мне на протяжении многих лет.


Т.Терехова -Терезина, К.Заклинский-Гольфо ("Неаполь")


Китри (фотография "перевернута")


Диана

Терехова

Previous post Next post
Up