Спектакль превзошёл самые мои смелые ожидания! Казалось бы, ничто не предвещало те впечатления, которые я в итоге получила. Замена исполнителей - Колегову на Осмолкину и Козлова на Лобухина восприняла с двояким чувством: Лобухина и Осмолкину видела раньше, но всё-таки понимала, что ни Козлов, ни Колегова лучше точно не будут (особенно Колегова).
Сначала показалось, что впечатления от очередной "Легенды" будут предсказуемы - властная, величавая Мехменэ, упивающийся властью Визирь, влюблённый в царицу, нежная Ширин и немного скованный, но мужественный Ферхад... Неэротичные Придворные танцовщицы, отдающее самоваром Золото, корявый Шут, непримечательный Незнакомец - я была к этому готова!
А артисты просто подарили мне праздник! И не только мне. Зрительный зал к концу первого акта проснулся, во втором акте горячо аплодировал каждому номеру; к концу спектакля устроил исполнителям овацию.
Ульяну видела в этом балете во второй раз. Пожалуй, первое впечатление было сильнее; но во вчерашнем спектакле мне показалось, что её Мехменэ страдает от неразделённой любви, печалится о своей участи, как обыкновенная женщина, лишённая счастья. Конечно, царственность осанки осталась при ней, но её героиня стала нежнее... Самый яркий момент спектакля - сцена с Визирем. Я вообще очень люблю эту сцену в начале картины "Погоня" - Визирь вбегает с докладом о бегстве Ширин и Ферхада, Мехменэ гневается (ну, это не у всех получается, но каждая исполнительница проводит эту сцену интересно); потом, после раздумий, царица снаряжает погоню. Всё приходит в движение, и во главе огромной лавины - царица, которую подданные выносят со сцены на своих плечах.
Вот этот момент раздумий, когда Мехменэ и Визирь решают, что делать дальше, лично для меня очень важен в понимании образа Мехмеэ Бану. И Лопаткина вдруг показала совершенно другую царицу, незнакомую доселе мне: она просто лишилась сил - и физических, и духовных. Как-то вдруг обмякла, поникла и прижалась к Визирю.... Кузнецов очень нравится мне в этом балете (пожалуй, никто ещё не высказался плохо о его работе в "Легенде"), и вчера он был замечателен во всех отношениях. Его Визирю сверкнул луч надежды - любимая женщина в его руках, такая нежная, такая беззащитная... И он вообразил, что с этого момента она будет принадлежать ему. Но царица недолго была слабой, и признавшийся в любви к Мехменэ Визирь был поставлен на место. Как же мне было его жалко!
Осмолкина в роли Ширин очень понравилась. Как-то постепенно я проникаюсь симпатией к этой танцовщице, и именно из-за её работы в "Легенде". Стала замечать разные мелкие нюансы в роли, в техническом исполнении. Единственное замечание - хотелось бы бОльшего проявления любви к Ферхаду...
Самое сильное впечатление во вчерашнем спектакле произвёл на меня Миша Лобухин. Это был почти шок! Всего во второй раз вышел он в этой сложнейшей роли, да ещё с Лопаткиной-Мехменэ (которая явно для него великовата), и станцевал и сыграл блестяще! Свободно парил над сценой в красивейших по форме прыжках, держал позы, завершая каждый танцевальный пассаж; прекрасно показал себя в дуэтах с Ширин, а дуэт с Мехменэ Бану стал его триумфом. Я смотрела на Лобухина и Лопаткину в бинокль, и перед "свечкой" увидела на лице танцовщика сосредоточенность - не страх. После стойки на бёдрах партнёра Лопаткина "подтянулась" на его поясе и приняла финальную позу. В спектакле с Вишнёвой (дебютном для Лобухина) эта поддержка прошла гораздо труднее.
Зал, чувствуя накал страстей этого замечательного спектакля, очень живо реагировал на каждый удачный эпизод . Такого зала на "Легенде" давно уже не было!
Неожиданно понравилась Касенкова в танце золота. По сравнению с Шешиной, виденной мною в предыдущих спектаклях, это была очень хорошая работа. Я уже давно не помню, чтобы солистка так играла кистями, как бы подбрасывая золотые монеты. Лопухов - Незнакомец и Мурашов -Шут станцевали на приличном уровне.
Недоумение вызвали лишь Придворные танцовщицы - Петушкова и Кутепова. Если бы не они, то спектакль можно было бы назвать выдающимся по всем статьям. Это безобразие - выпускать в таких маленьких, но ответственных партиях неподготовленных исполнительниц! Синхронно они только сели на шпагат; всё остальное было станцовано вразнобой, причём обе не попадали в музыку (дирижировал Грузин).
После спектакля были овации - вполне заслуженные всеми участниками, особенно главной "четвёркой". Каждый из главных исполнителей получил цветы.
Если подвести краткое резюме - то оно таково: в театре появился выдающийся исполнитель партии Ферхада.
Фотографировала много, но бестолково. Что получилось -то выкладываю....
Е.Осмолкина и М.Лобухин на поклонах после первого акта
Финал второго акта
И.Кузнецов и У.Лопаткина на поклонах после второго акта
После спектакля - Б.Грузин, У.Лопаткина, И.Кузнецов, Е.Осмолкина, М.Лобухин
После многочисленных оваций - У.Лопаткина