Еще одна "Баядерка":
Несмотря на то, что Асылмуратова носила звание заслуженной артистки РСФСР, сложные большие балеты она долго не танцевала. Не помню, когда у неё было первое "Лебединое" на родной сцене (она в Париже всех покорила, срочно заменив заболевшую балерину именно в "Лебедином", и после этого спектакля её за границей заметили). В общем, дебют Алтынай в "Баядерке" ожидался с нетерпением. И вот этот момент настал:
У меня сохранился билет во второй ряд партера (явно попала в театр по брони). Многое помню до сих пор -:)
Первый акт супружеская пара с треском провалила -:( Что там "валить"? Да хотя бы первый дуэт у священного огня -:) Заклинский к тому времени был уже опытным танцовщиком, и станцевал "Баядерку" не один раз. Почему они с Асылмуратовой сорвали всё, что только было можно, для меня осталось загадкой.
В конце концов, сорванные поддержки можно было списать на волнение дебютантки. Но вот почему у Никии возникли проблемы с костюмом - этого никто понять так и не смог. Что я имею в виду? А вот что: юбка у балерины в первом акте была традиционной (как и весь костюм), то есть светлой по всей её длине. Держалась она на синем поясе ("символе девственности", как мне сказали в антракте). Почему этот символ девственности был опущен на бёдра, а не поднят к талии? Не знаю -:( В результате девственница виляла бёдрами при каждом шаге -:( Выглядело это довольно вульгарно. Вообще, у Асылмуратовой была такая особенность походки, которую она впоследствии научилась вуалировать. Тем не менее, в дебютном спектакле эта особенность бросалась в глаза уж слишком явно. Может быть, я просто слишком близко сидела? Не знаю...
Второй акт балерина провела гораздо увереннее. Вообще, мне она в целом понравилась, несмотря на явные недочёты. После второго акта я поднялась на галёрку, чтобы пообщаться со знакомыми. И услышала много интересного -:))
Дело в том, что Терехова в этом спектакле была хороша как никогда -:) Зал бушевал, после окончания второго акта Татьяна буквально утонула в цветах. Все, кто бывал на "Баядерке" с Тереховой-Гамзатти хотя бы один раз, наверняка запомнили ту атмосферу, которая царила в зале. И вот, придя на третий ярус, я услышала, как завзятые балетоманы обсуждали увиденное: "У девочки дебют! Да, мы знаем, как ты хороша, но неужели нельзя было на этот раз не так стараться? Каково было Алтынай выходить после тебя?" и т. п. Риторические вопросы в сторону Тереховой повисали в воздухе -:) А мне тогда подумалось: "А что? Неужели балерина статуса Тереховой должна на кого-то оглядываться?" Я и сейчас считаю, что не должна, и тогда так не считала.
Еще я услышала, как балетоманы вспоминали дебюты других балерин в "Баядерке". "Евтеева дрожала как осиновый лист, Мезенцева была ужасна. А Ченчикова - так это вообще был позор!" Я спросила, в чём же этот позор заключался, и услышала, что балерина, будучи лауреатом международных конкурсов и вообще очень опытной артисткой, умудрилась в "корзинке" навалять, а потом ещё так неудачно упала "умирать", что ей пришлось отползать, чтобы не попасть под опускающийся занавес. И, наконец, на основании всех этих воспоминаний был вынесен вердикт: дебют Асылмуратовой можно признать удачным -:)
Если честно, "тени" я помню смутно. Станцевали их главные герои далеко не совершенно, но всё равно зал принимал их хорошо.