Летающие крепости Кёнигсберга

Oct 11, 2024 00:35





Дирижабль на центром Кёнигсберга (городские районы Кнайпхоф и Альтштадт), 1920-е годы.



Историческая справка

Эпоха дирижаблей была стремительной, но короткой и стала одной из запоминающихся страниц в истории воздухоплавания, в том числе Восточной Пруссии и Кёнигсберга.



Дирижабль Жана Батиста Мари Шарля Мёнье, 1784 год.

Дирижабль (от фр. dirigeable - «управляемый)- вид воздушного судна, снабжённого силовой установкой и способный передвигаться в заданном направлении со значительной скоростью в большом диапазоне высот. Изобретателем дирижабля считается Жан Батист Мари Шарль Мёнье. Дирижабль Мёнье должен был быть сделан в форме эллипсоида. Управляемость должна была быть осуществлена с помощью трёх пропеллеров, вращаемых вручную усилиями 80 человек. Изменяя объём газа в аэростате путём использования баллонета, можно было регулировать высоту полёта дирижабля, и поэтому он предложил две оболочки - внешнюю основную и внутреннюю.



Дирижабль Анри Жиффара, 1852 год.

Дирижабль с паровым двигателем конструкции Анри Жиффара, который позаимствовал эти идеи у Мёнье более чем полвека спустя, совершил первый полёт только 24 сентября 1852 года. Такая разница между датой изобретения аэростата (1783 год) и первым полётом дирижабля объясняется отсутствием в то время двигателей для аэростатического летательного аппарата. Следующий технологический прорыв был совершён в 1884 году, когда был осуществлён первый полностью управляемый свободный полёт на французском военном дирижабле с электрическим двигателем  «La France» Шарлем Ренаром и Артуром Кребсом. Длина дирижабля составила 52 м., объём - 1900 куб. м, за 23 минуты было покрыто расстояние в 8 км. при помощи двигателя мощностью 8,5 л. с. Тем не менее, эти аппараты были недолговечны и чрезвычайно непрочны. Регулярные управляемые полёты не совершались до появления двигателя внутреннего сгорания.



Дирижабль "Сантос-Дюмона № 6" огибает Эйфелеву башню, 19 октября 1901 года, Париж.

19 октября 1901 года французский воздухоплаватель Альберто Сантос-Дюмон после нескольких попыток облетел со скоростью чуть более 20 км/час Эйфелеву башню на своём аппарате «Сантос-Дюмон № 6». В то же самое время, когда мягкие дирижабли начали завоёвывать признание, развитие жёстких дирижаблей также не стояло на месте: впоследствии именно они смогли переносить больше груза, чем самолёты, и это положение сохранялось в течение многих десятилетий. Конструкция таких дирижаблей и её развитие связаны с немецким графом Фердинандом фон Цеппелином. Во время Прусско-Австрийской и Франко-Прусской войн он прославился как отличный разведчик, используя в работе воздушные шары. Цеппелин считал, что огромные дирижабли - будущее мощнейшее оружие для армий. Он отправлял кайзеру Вильгельму II письма с чертежами и требованием срочно создать новое ведомство, но в ответ тот лишь присвоил тому звание генерал-лейтенанта и отправил в отставку.



Граф Фердинанд фон Цеппелин. Staatsbibliothek zu Berlin - Preußischer Kulturbesitz, 1917.

Граф Фердинанд фон Цеппелин продолжил проводить эксперименты на личные средства в родовом хозяйстве близ Фридрихсхафена (Германия). Первый дирижабль, поднявшийся в небо в 1900 году, оказался медленным и неуклюжим, у второго - уже при взлёте отвалился двигатель, третий, долетев до Швейцарии, в итоге разбился на земле от урагана, разорвавшего его на части. Но в этот момент смелые начинания Фердинанда фон Цеппелина решили поддержать простые немцы, присылавшие ему пожертвования на продолжение работ.



База боевых дирижаблей «Порт дирижаблей» («Luftschiffhafen»). Кёнигсберг, 1920-е годы

Вспомнил про него и кайзер Вильгельм II, внесший полмиллиона марок и наконец предложив военный контракт на постройку первых серийных дирижаблей. В 1909 году Фердинанд фон Цеппелин основал компанию «Германские дирижабли» и начались регулярные полёты по всей Германии. Для этого в крупных городах страны началось строительство огромных ангаров и причальных мачт для их стоянок и обслуживания. Имя Цеппелин стало синонимом дирижабля, стартовала новая эра немецкого воздухоплавания.



Главное здание базы боевых дирижаблей «Порт дирижаблей» («Luftschiffhafen»). Кёнигсберг, 1910-е годы

Первая военная база боевых дирижаблей Кёнигсберга.

В 1911 году (по другой информации в 1913 году) в Кёнигсберге была создана база боевых дирижаблей «Порт дирижаблей» («Luftschiffhafen»). Она располагалась в квадрате Schleiermacherstraße (сейчас ул. Маршала Борзова), Krausallee (сейчас ул. Каштановая аллея), Süverstrasse (сейчас ул. Ломоносова) и канала Wirrgraben (река Голубая) - сейчас это район улицы Осенней, бывшего КВАТУ в Калининграде. Новая база была самой большой военной базой дирижаблей, которую когда-либо видел мир, имеющей все необходимое для развертывания воздухоплавательных войск.



Фарус-план Кенигсберга 1914 года. Красной стрелкой обозначена база боевых дирижаблей «Порт дирижаблей» («Luftschiffhafen»).

Основу базы составлял ангар размерами 170 (по другим данным - 150) метров в длину, что позволяло разместить самые большие дирижабли в мире, 50 метров в ширину, что позволяло расположить два дирижабля рядом, 35 (по другим данным - 38) метров в высоту и 40 тонн весом. Стальную конструкцию, располагающуюся на бетонных сваях, покрывал этернит (асбестовый шифер), отдельные плиты которого достигали 2 кв. метра в длину и 2 см в толщину.



Ангар для военных дирижаблей базы «Порт дирижаблей» («Luftschiffhafen») на Schleiermacherstraße 94-92. Кёнигсберг 1920-е годы.

Ангар был остеклен армированным желтым стеклом. Ворота ангара имели высоту 36 метров и ширину 25 метров и для обеспечения безопасной проводки дирижаблей располагались на восточной стороне . Движение ворот на специальных колесах, двигавшихся по рельсам, обеспечивалось при помощи электропривода. На территории находились мастерские, казармы для батальона воздухоплавания, газовая водородная станция. Справа и слева от ангара установили штанги с лестницей - причальные установки для дирижаблей. Это была одна из трёх баз дирижаблей (другие в городах Торн и Бреслау), выстроенных на востоке тогда еще Германской империи.



Внутри ангара для военных дирижаблей базы «Порт дирижаблей» («Luftschiffhafen»). Кёнигсберг 1920-е годы.

В январе 1914 года Германия по общему объему (244 000 куб. м.) и по боевым качествам своих дирижаблей обладала самым мощным воздухоплавательным флотом в мире. К ведению боевых операций на суше были готовы шесть жёстких дирижаблей фирмы «Цеппелин»:

Z-IV (Кёнигсберг);
Z-V (Познань);
Z-VI (Кёльн);
Z-VII (Баден);
Z-VIII (Трир);
Z-IX (Дюссельдорф).

А также два мобилизованных гражданских транспортных цеппелина «Саксония» (Франкфурт-на-Майне), «Ганза» (Йоганнистале); один дирижабль SL-2 (Лигнице) и три не жестких «Парсеваля» (PL-2, PL-3, PL-4).



Общий вид на дирижабль Z-IV (LZ-16) на аэродроме в Люневиле (Франция), 1913 год.

В Кёнигсберге базировался дирижабль «Цеппелин Z-IV» (LZ-16), осуществивший свой первый полёт еще в 1913 году. 2 апреля 1913 года во время перелёта из Фридрисхафена в Метц (Франция) он попал в бурю. Дирижабль ветром отнесло на территорию Франции. Утром 3 апреля капитан корабля обер-лейтенант Якоби приземлил дирижабль у французского Люневиля (Luneville). На один день дирижабль попал в полное распоряжение французских специалистов, которые его с большим интересом изучали.



Вид на гондолу дирижабля Z-IV (LZ-16) на аэродроме в Люневиле (Франция), 1913 год.

Вот какие технические характеристики в то время он имел: длина - 142 метра, максимальный диаметр - 14,86 метров, объём - 19 550 куб. метров, несущий газ (водород) размещался в 16 отсеках, силовая установка - 3 мотора «Майбах» мощностью 510 л/с каждый, полезная нагрузка - 21,15 тонн, максимальная скорость - 77,2 км/ч, дальность полета - 2 700 км, объём газа, куб. метров - 19550.



Вид на хвостовую часть дирижабля Z-IV (LZ-16) на аэродроме в Люневиле (Франция), 1913 год.

Во время Первой мировой войны дирижабли «Цеппелин Z-IV» вместе с «Шутте-Ланц SL2» и «Цеппелином ZV» использовались на Восточном фронте против русской императорской армии, которая вошла на территорию Восточной Пруссии в середине августа 1914 года. С августа по октябрь 1914 года дирижаблем командовал капитан Кваст (Quast). Против сил Самсонова работал позенский дирижабль Z-V, а неудобства солдатам и штабу Ренненкампфа доставлял кёнигсбергский великан Z-IV. Дирижабль Z-IV 7-8 августа 1914 года произвел из Кёнигсберга, где он базировался, разведку района Вроцлав - Плоцк - Кутно - Лодзь, а 11 и 12 августа повторил её.



Вывод дирижабля «Цеппелин Z-IV» (LZ-16) из ангара для военных дирижаблей на Schleiermacherstraße 94-92. Кёнигсберг 1920-е годы.

В последнем полёте дирижабль был обстрелян русскими войсками, а затем и немецкими и получил значительные повреждения. Однако он доставил в штаб ценные сведения о концентрации войск в районе Новогеоргиевска (сейчас Новогеоргиевск, Украина). Воздушный корабль произвел также бомбардировку железнодорожного узла Млава (сейчас Млава, Польша) и разогнал своим огнем и бомбами казачий полк, который готовился к атаке. Однако «Цеппелин Z-IV» оказался маломощным, плохо вооруженным, обладал низким практическим потолком. Доходило до того, что зачастую экипаж снимал с борта радиостанцию, чтобы снизить вес корабля.



Часовой отряда боевых дирижаблей базы «Порт дирижаблей» («Luftschiffhafen»). Кёнигсберг, 1920-е годы.

Дирижабль Z-IV также совершил большое количество ночных разведывательных полетов в район Осовца (сейчас Осовец-Твердза, Польша) и Шавли (сейчас Шауляй, Литва), доставляя в штаб Восточного фронта большое количество ценной информации о противнике. Z-IV также использовался и для бомбардировок. Первый удар нанесён 11 августа по железнодорожной станции, а 23 августа был атакован пехотный полк под Инстербургом, затем штаб Ренненкампфа.



Вид на базу и ангар для военных дирижаблей базы «Порт дирижаблей» («Luftschiffhafen») на Schleiermacherstraße 94-92. Кёнигсберг 1920-е годы.

24-25 сентября 1914 года дирижабль Z-IV, который, вылетев из Кенигсберга, выполнил налёт на Варшаву, а позднее - на Лык, где получил множество пробоин. В одном из последующих полетов дирижабль был серьёзно поврежден шрапнельным огнем, потерял много водорода и совершил вынужденную посадку около Липовца. Экипаж был взят в плен при попытке уничтожить дирижабль. Позднее «Цеппелин Z-IV» убрали с фронта и использовали для обучения экипажей до сентября 1916 года.



Дирижабль "Цеппелин LZ 62" был 69-м дирижаблем графа Цеппелина и 25-м дирижаблем Имперского флота Германии, где он получил обозначение L 30. Аэродром Альхорн, Нижняя Саксония, 1916 год.

В 1915 году к северу от железной дороги Кёнигсберг-Пиллау в Зеераппене (Seerappen) (сейчас посёлок Люблино, Калининградской области) был открыт новый порт и штаб для военных дирижаблей военно-морских сил Германии. Аэродром для дирижаблей в Зеераппене был построен в 1916 году дортмундской компанией. Аэродром состоял из двойного ангара для дирижаблей и лётного поля.



Дирижабль в небе над Кранцем (сейчас Зеленоградск, Калининградской области), 1920-е годы.

В 1917 году немецкое верховное командование решило отозвать все дирижабли. Зеераппен использовался для хранения «LZ 120» и «LZ 30». «LZ 120» был изъят со склада в 1920 году, когда его готовили к отправке в Италию в качестве военного возмещения. Ангар имел высоту в 50 метров и площадь 7200 кв. м. По сравнению с кёнигсбергским, он мог вмещать уже не два, а сразу три дирижабля. Базировавшиеся здесь аппараты использовались для разведки и патрулирования акватории Балтийского моря. Одной из важных задач являлось выслеживание и уничтожение подводных лодок, с чем они вполне успешно справлялись.



Ангар для дирижаблей в Зеераппене, 1916 год.

«Граф Цеппелин» и почётный круг над Кёнигсбергом

После Первой мировой войны военные дирижабли в Германии были запрещены по Версальскому договору, ограничивающему милитари потенциал проигравшей страны. Базы дирижаблей в Кёнигсберге и Зеераппене демонтировали. Последнюю переделали под авиабазу, откуда в 1920 году начались нерегулярные полёты между Кёнигсбергом и Берлином. Дирижабль «Граф Цеппелин» LZ 127 («Graf Zeppelin» LZ 127) был построен в Германии в 1928 году и являлся на то время крупнейшим и наиболее передовым дирижаблем в мире.



Дирижабль «Граф Цеппелин» (LZ 127) в центре Кёнигсберга на фоне Немецкой восточной ярмарки. Кёнигсберг, 1931 год.

Его длина составляла - 236,6 метров, максимальный диаметр - 30,5 метров, объём - 105 000 куб. метров, несущий газ (водород) размещался в 17 отсеках, силовая установка - 5 моторов «Майбах» VL II мощностью 530 л/с каждый, полезная нагрузка - 25 тонн, максимальная скорость - 128 км/ч, крейсерская - около 115 км/ч, дальность полета - более 10 000 км. Своё название воздушный корабль получил в честь немецкого пионера дирижаблей жёсткой системы графа Цеппелина. Экипаж дирижабля насчитывал 40-45 человек. К корпусу дирижабля в передней его части крепилась передняя гондола, длина которой составляла 40 метров, ширина - 6 метров и максимальная высота - 2,25 метров (самая большая в истории дирижаблестроения гондола).



Олимпийский дирижабль «Граф Цеппелин» (LZ 127) в небе над Кёнигсбергом, 1936 год.

В передней части гондолы находилась рубка управления, за ней - служебные и далее - пассажирские помещения. Пассажиры размещались в 10 двухместных оборудованных каютах со спальными местами. В передней части пассажирского отсека находилась просторная кают-компания площадью 25 кв. м, в которой одновременно могли разместиться 28 человек. Через наклонные окна кают и салона обеспечивались достаточно хороший обзор и освещение. Кухня была рассчитана на обслуживание более 50 человек в течение нескольких суток. Кроме того, имелись почта, умывальные комнаты и пр. Во время пребывания в Кёнигсберге дирижабль «Граф Цеппелин» совершил несколько демонстрационных полетов, которые вызвали огромный интерес среди местного населения.



Дирижабль «Граф Цеппелин» (LZ 127) в небе над Инстербургом (сейчас Черняховск Калининградской области), 1930-е годы.

Вновь над небом Кёнигсберга и других городов Восточной Пруссии завораживающий летательный аппарат появился в 1929 году. Тогда легендарный дирижабль «Граф Цеппелин» совершал первое в истории кругосветное путешествие.  Сообщение о том, что дирижабль «Граф Цеппелин» во вторник после обеда пролетит над Кенигсбергом, вызвало во всём городе величайший интерес. Уже в первые утренние часы можно было видеть на крышах высоких домов и открытых площадях группы людей, прилежно глядящих в небо. Между 15-ю и 16-ю часами главным образом Монетная площадь (Muenzplatz), Парадная площадь (Paradeplatz) и мост Замкового пруда (Schlossteichbruecke) были переполнены напряжённо ожидающими кёнигсбержцами.



Дирижабль «Граф Цеппелин» (LZ 127) в небе над аэродромом Дэвау. Кёнигсберг, 1930-е годы.

За несколько минут до 16 часов раздался крик: «Цеппелин, цеппелин!» - это первым увидел силуэт приближающего к городу дирижабля один господин, обладающий острым зрением. С каждой минутой всё лучше был виден его серебристый корпус, вокруг которого летели четыре самолёта. Было видно, как «Цеппелин» свернул на север... Затем он приблизился к центру города на умеренной высоте так, что можно было отчётливо разглядеть детали и слышать шум его моторов. Описав изящную дугу над историческим центром орденского города, Замковым прудом и Монетной площадью, оставив слева от себя Замковую башню, «Цеппелин» вернулся на первоначальный курс. Ликование горожан было велико и неподдельно.



Дирижабль «Граф Цеппелин» (LZ 127) в небе над Гимбиннем (сейчас Гусев Калининградской области), 1930- е годы.

Со всех сторон неслись ввысь приветствия и пожелания дальнейшего счастливого пути, сопровождаемые взмахами платков. От имени города Кёнигсберга обер-бургомистр Ломейер передал по радио «Графу Цеппелину» следующее приветствие: «Столица оторванной от родной страны провинции Восточная Пруссия приветствует «Граф Цеппелин». Мы преклоняемся перед творением недавно ушедшего от нас в мир иной изобретателя, и людьми, которые продолжают его дело под командованием доктора Экенера. Всем участникам кругосветного путешествия наш привет! «Граф Цеппелин» связывает нас с родиной.



Дирижабль «Граф Цеппелин» (LZ 127) в небе над Шталлупёненом (сейчас Нестеров Калининградской области), 1933 год.

Он укрепляет нашу волю к воссоединению с ней. Мы благодарны за возможность наблюдать его над нашим городом. Пусть наши пожелания и наши надежды сопровождают «Граф Цеппелин» в его мировом путешествии! Сквозь трудности - к цели!» Компания «Дерулюфт» («Deruluft») - «немецко-русское воздушное сообщение») передала в радиоэфир следующее: «Дерулюфт», главный аэропорт Кёнигсберга, приветствует «Граф Цеппелин» в небе над Кёнигсбергом и желает ему счастливого полёта». Доктор Экенер в ответ также прислал радио-приветствия. До 16 часов 30 минут воздушное судно ещё можно было видеть, пока оно, наконец, медленно не исчезло из поля зрения в северо-восточном направлении.



Дирижабль «Граф Цеппелин II» на рекламном плакате посвященному его прибытию в Кёнигсберг на аэродром Дэвау 26.08.1939 году.

Столь ожидаемые жителями Кенигсберга минуты, когда можно было наблюдать «Цеппелин», прошли, и массы людей постепенно рассеялись. Вскоре пришли сообщения из Велау (сейчас Знаменск, Калининградской области), Лабиау (сейчас Полесск, Калининградской области) и Хайнрихсвальде (сейчас Славск, Калининградской области) о том, что и там жители имели счастье наблюдать дирижабль. После примерно 13 часов с начала своего полёта (из Фридрихсхафена) «Граф Цеппелин» пролетел около 17 часов 15 минут над Тильзитом (сейчас Советск, Калининградской области) и удалился в северо-восточном направлении.



Дирижабль «Граф Цеппелин» (LZ 120) перед запуском. Кёнигсберг, 1920-е годы.

Из других сообщений газеты можно узнать, что около часа ночи (по среднеевропейскому времени) «Цеппелин» находился в 300 км от Москвы, а именно над Вышним Волочком, а также, что на его борту находятся 59 мужчин и одна женщина-журналист, 40 человек составляют экипаж судна, что на борту имеется 450 кг почты. «Граф Цеппелин», отправившись из Лейкхёрста (город в округе Оушен, штат Нью-Джерси, США) и, сделав посадку во Фридрихсхафене, преодолевает сейчас второй этап своего кругосветного путешествия. Следующая посадка произойдёт в Токио, где дирижабль дозаправится топливом и будет тщательно обследован для дальнейшего полёта через Тихий океан до Сан-Франциско и далее ещё 4000 км над Америкой до того же Лейкхёрст.



Вид с моста Королевы Луизы на дирижабль LZ 129 «Гинденбург». Тильзит, 1936 год.

После катастрофы самого большого дирижабля LZ 129 «Гинденбург», построенного в 1936 году и разбившегося 6 мая 1937 году при завершении очередного трансатлантического рейcа в окрестностях Нью-Йорка, регулярные полёты «Графа Цеппелина» были прекращены, после чего он был превращён в музей. Последним дирижаблем, посетившим Кёнигсберг в августе 1939 года, был дирижабль «Граф Цеппелин II», построенный в 1938 году. Конец немецкого дирижаблестроения пришелся на начало Второй мировой войны, когда весной 1940 года по приказу немецкого командования «Граф Цеппелин» и «Граф Цеппелин II» были разобраны, а их части использованы в военной промышленности. Наступила эпоха самолетов...

калининград, осколки кёнигсберга, кёнигсберг

Previous post Next post
Up