Грани.Ру | Иван Симочкин: Правовые нюансы Контрольной прогулки
Прогулка состоялась. При этом, что очень важно, никто не испрашивал у властей согласования. Власти были уведомлены и просто выполнили свои обязанности. Замечательный пример реализации 31-й статьи Конституции. Так и должно быть. При этом, печально известный ФЗ-54 «О митингах» был формально нарушен. Вот такой вот это закон - по Конституции всё правильно, а по этому закону - нет. Давайте же наконец внесём ясность, что является законным при проведении акций, а что незаконно и в чём собственно заключаются нарушения. На что имеет право полиция и органы власти и в чём заключаются их обязанности. Конституция РФ, международные обязательства России, являющиеся частью её правовой системы и имеющие высший приоритет над внутренними законами, прямо обязывают органы власти...
Прогулка состоялась. При этом, что очень важно, никто не испрашивал у властей согласования. Власти были уведомлены и просто выполнили свои обязанности. Замечательный пример реализации 31-й статьи Конституции. Так и должно быть.
При этом, печально известный ФЗ-54 «О митингах» был формально нарушен. Вот такой вот это закон - по Конституции всё правильно, а по этому закону - нет.
Давайте же наконец внесём ясность, что является законным при проведении акций, а что незаконно и в чём собственно заключаются нарушения. На что имеет право полиция и органы власти и в чём заключаются их обязанности.
Конституция РФ, международные обязательства России, являющиеся частью её правовой системы и имеющие высший приоритет над внутренними законами, прямо обязывают органы власти содействовать проведению мирных собраний граждан. Их обязанность - прибыть к месту собрания, обеспечить безопасность участников, при необходимости остановить движение автотранспорта, пресекать провокации хулиганов и т.п. с главной целью - содействовать участникам мероприятия в его комфортном проведении.
Именно исходя из логики этой обязанности властей вытекают и все соображения по поводу уведомлений.
1. Организаторы должны уведомить власти не для того, чтобы "испросить разрешение" и уж не для того, чтобы получить "запрет", на что у властей нет законных полномочий, а для того, чтобы власти успели подготовиться и обеспечить максимальное содействие участникам в проведении их мирного собрания.
2. Если организаторы оказались людьми безответственными и не подали уведомление, то они поступили дурно. Почему? Потому что органы власти вынуждены организовывать содействие мирной акции не в нормальном рабочем режиме, а в спешном порядке. А вдруг в это время участники акции подвернутся опасности, а полиция не успеет их защитить! Организаторов можно за это совершенно обоснованно оштрафовать.
Но прибывшие по факту наряды полиции обязаны заняться ровно тем, что предписывает им закон - содействовать проведению мирного собрания (а не разгонять его). Отсутствие уведомления ничего в этом смысле не меняет абсолютно!
3. Существует понятие «стихийного собрания», это когда люди выходят на улицу, реагируя на внезапно появившийся повод - допустим, оскорбившись заявлением Пескова, или обрадовавшись сообщению об амнистии Мохнаткина. В этом случае подать заблаговременное уведомление граждане просто не имеют никакой физической возможности.
В этом случае международные акты, подписанные Россией, также обязывают органы власти расценивать стихийное собрание как законное и также оказывать ему содействие, если оно носит мирный характер.
Итого, никакие формальные причины (хоть подано уведомление, хоть не подано) не дают властям права пресекать мирное собрание граждан, напротив, их прямая обязанность во всех случаях оказывать содействие гражданам в реализации этого права.
В этой связи добровольный отказ граждан от плакатов, мегафонов, скандирования и т.п., который аргументируется как, якобы, "нарушение закона", - явление весьма деструктивное. Граждане должны знать свои права и последовательно отстаивать возможность их реализации, а не прогибаться под незаконные ограничения, незаметно возводя их в «норму».
Нельзя поддаваться дрессировке, напротив, нужно самим настойчиво дрессировать нашего двуглавого дракона, приучая его соблюдать наши права и свободы. А для этого нужно, как минимум, самим чётко знать свои права.
Подробности и ссылки на документы см. здесь.
«Правовой ликбез о свободе мирных собраний. Часть 1. Pуководящие принципы по свободе мирных собраний и реальная жизнь» «Правовой ликбез о свободе мирных собраний. Часть 2. Уведомления на проведение мирных собраний. Европейские принципы» «Правовой ликбез о свободе мирных собраний. Часть 3. «Стратегия-31» и решения ЕСПЧ о разгонах мирных собраний»