Сапсаном в Вышний Волочёк

Sep 14, 2013 18:22

В этом посте не будет ни про Евгения Ройзмана, которому сегодня, в день его рождения вручили удостоверение мэра Екатеринбурга, ни про проигравшего выборы в Москве Алексея Навального. Зато покажу я кое-что про РЖД, вотчину властителя шубохранилищ Якунина, и расскажу про Сердюкова (не того), про Петра I (того самого), про Моржоныча и про город Вышний Волочёк.


Мне довелось прокатиться на гордости наших железных дорог - поезде Сапсан. Сапсан разработан на основании третьего поколения немецких поездов ICE, которые Сименс адаптировал для России, Испании, Китая и Англии. По Германии Интерсити-экспрессы ездят с конца восьмидесятых годов, а на линии Москва-Питер - с 2009-го. Посмотрим, как поезд адаптировался в российских условиях.


Главное преимущество поездки на Сапсане - экономия времени. От центра Питера до центра Москвы самый быстрый Сапсан без остановок долетает за 3 часа 45 минут, а если останавливаться в Окуловке, Бологом, Вышнем Волочке и Твери, то получится 4:25. Чтобы как-то сгладить эффект экономии времени и оставить шанс самолётам, РЖД пускает в электричку так же, как в обычные поезда дальнего следования. Вход строго по одному, с проверкой билета и паспорта, только в одну дверь в вагоне, а не в две двери. Перед выходом на платформу - проверка вещей на ренгтене и рамка металлоискателя, а на билете - рекомендация приходить за полчаса (!) до отправления поезда. Попробуйте-ка сказать немцам или швейцарцам, что трёхчасовая поездка в электричке требует прихода за полчаса до отправления поезда.

Посмотрите, какая толпа перед входом в вагон. Почему бы не проверять билеты уже внутри салона?


Нерадивых пассажиров и лишний неоплаченный багаж сбрасывают в полуметровый зазор между платформой и вагоном Сапсана.


Багажа и правда у людей очень много. Сумки, тележки, огромные рюкзаки и чемоданы с георгиевскими ленточками и без не помещаются на багажных полках. Видимо, Сименс не рассчитал, как именно пассажиры будут пользоваться поездом, конкурирующим с самолётом. В итоге большинство дверных проёмов сплошняком завалено и заставлено вещами, иногда в два ряда.


За окном прекрасные пейзажи, а также местами рельсы, уходящие в землю. Поезд едет достаточно бодро, иногда 160 км/ч, а зачастую больше двухсот. Я ехал от Петербурга до Вышнего Волочка - это очень близко, всего два с половиной часа езды (360 км). Средняя скорость в 140 км/ч, разумеется, ничего общего с "высокоскоростным" движением не имеет, и тут РЖД есть над чем поработать. Наверное, мешает несовершенство железнодорожной инфраструктуры, а может и занятость начальника обустройством хранилища для шуб. Кроме того, часть умственных усилий сотрудники РЖД потратили на то, чтобы продавать в Сапсанах официальные (!) сувениры поезда. То есть они намекают, что сравнительно быстрый поезд - роскошь и приключение, а не средство передвижения.


Я выхожу в Вышнем Волочке, а сделать это, оказывается, не так просто. По громкой связи объявлют, что на промежуточных станциях высадка-посадка осуществляется только в вагонах номер 2, 3, 6, 8, 9. Это неприятная новость, учитывая что стоянка длится 1 минуту. Приходится заранее надевать свой 22-килограммовый рюкзак, идти в соседний вагон и смотреть как проводник расталкивает чьи-то чемоданы, которые перекрывают дверь.


Это всё про Сапсан, но расскажу кое-что про Вышний Волочёк, раз уж всё равно сюда приехал.

Можно много возмущаться, что у китайцев поезда ездят в три раза быстрее самого быстрого поезда между двумя столицами России, а можно вспомнить, что дорога между Москвой и Питером раньше занимала многие месяцы. Когда Пётр I строил Петербург, большую стройку требовалось снабжать. Тогда уже существовал водный путь, который позволял из притоков Волги попасть в Новгород и дальше к строящемуся городу на Неве. Для этого надо было преодолеть Главный европейский водораздел, который разделяет бассейн Каспийского моря и Финского залива. В одном месте, где лодки перетаскивали по суше через этот водораздел, появился город Вышний Волочёк (от слова "волок").
В 1700 году местный купец Михаил Сердюков (на памятнике слева) вызвался организовать более надёжное и быстрое водное сообщении для доставки грузов в строящийся Питер, а Пётр ему это дело доверил.


Сегодня Вышний Волочёк - обычный небольшой русский город.


Всюду ямочный ремонт дороги.


Впрочем, не всюду ремонт успешен. Пройти просто невозможно, из-за 22-килограммового рюкзака за спиной не хочется делать лишних поворотов.


Тут все условия для чистюль.


Моя любимая фотография. Наш гурманский народ любит всё самое вкусное из мировой кухни, желательно всё получить в одном заведении.


У Вышнего Волочка есть существенная особенность. Через центр города проходит Главная Дорога самой большой страны мира. Трасса между столицей и северной столицей России проходит прямо через город, тут висит светофор, тут десятки людей со всех четырёх сторон перекрёстка и десятки машин и автобусов с двух сторон перекрёстка ждут возможности пересечь главную трассу могучей державы.


Могучая держава построила своим гражданам уродливый полупрозрачный надземный переход, а неблагодарные граждане им не пользуются. Неудобно. Неудобно сбиться на 50 метров со своего пути по главной улице, потом непойми как ещё 50 метров возвращаться на главную улицу, там нет эсклатора. А ещё можно представить, как там душно и жарко в ясный летний день. Ни мне с 22-килограммовым рюкзаком, ни маме с коляской, ни бабушке с клюкой и болоньевой такой сумкой, ни человеку в самом расцвете сил с пустыми руками нету ни малейшего резона пользоваться этим переходом.

Тем более, что рано или поздно на главной трассе самой большой страны мира загорается красный свет, поддерживая двухчасовую пробку из автомобилей, старающихся проскочить через Вышний Волочёк.


Отлучимся на секундочку в Тегеран и посмотрим для сравнения на их уродливый полупрозрачный надземный пешеходный переход. Важное отличие от нашего: тут заботятся о людях и ездят эскалаторы.


Но вернёмся в Вышний Волочёк. Тут есть и прекрасное. Это рек Цна, каналы и водохранилища, заложенные Сердюковым триста лет назад. Цна красиво закована в гранит.


Тут многие сотни лет используют множество плавсредств, а сейчас ездят рыбаки на резиновых лодках, тренируются спортсмены и ездят тренеры на Казанках с надписью "Тренер". По этим рекам пролегали торговые пути больше тысячи лет назад. Купец Сердюков соединил каналом вот эту реку Цну (впадает в Волхов, и дальше в Неву) каналом с рекой Тверцой, которая впадает в Волгу. В итоге появилась возможность накапливать воду в водохранилищах, потом открывать шлюзы и наполнять каналы до судоходного уровня. Тогда проходил караван барок (грузовых лодок), которые не приходилось волочить по суше. Благодаря этой работе время в пути каравана из Москвы до Питера сократилось и составило меньше трёх месяцев. За год проходило три карвана - весном, летом и осенью. Правда, на осенний не всегда хватало воды, но тут как повезёт. Не стыдно на РЖД жаловаться?


По одну сторону от дороги находится река Цна, а по другую - женская колония.


Так называемый "домик Петра". Дом стоит на берегу Цнинского водохранилища, принадлехал Сердюкову, в нём останавливался Пётр I. Сейчас дом реставрируют. На мой вопрос, кому сейчас принадлежит дом, строитель весомо ответил:
- Моржонычу.

"Моржоныч" - это Марк Жанович Хасаинов, бывший мэр Вышнего Волочка. По словам строителя, до сих пор фактически руководит городом.


Домик Петра явно нуждается в реставрации. Будем надеться, Моржоныч оставит его доступным для публичного доступа и не превратит в какое-нибудь шубохранилище.


Места здесь очень красивые.


На обратном пути снова фотографирую колонию, а таксист меня стращает вертухаями, которые якобы заметят и камеру отберут. Таксист вообще много говорит весёлого. Например, он уверен, что это советская власть развалила каналы и вышневолоцкую водную систему, хотя ей перестали пользоваться ещё в XIX веке, когда была построена ныне здравствующая Мариинская водная система. Лет эдак за пятьдесят до начала власти Советов.


Пора покидать Вышний Волочёк. На окраине попадается самое уютное отделение Почты России.


Из Вышнего Волочка уезжаю автостопом.


Дальнобойщик Лёха приматывает зеркало крепко-накрепко скотчем, а вообще-то в душе он байкер и рокер и каждый год ездит на Нашествие.


Лёха довозит меня до границы Тверской и Московской областей, а сам спешит припарковать цистерну и сесть на свой мотоцикл. А я отправляюсь ночевать на берег Волги, но это уже совсем другая история.

РЖД, автостоп, Сапсан, транспорт

Previous post Next post
Up