Вопрос ставится так: назовите различительные признаки разума, разумной деятельности, не обращаясь ни к каким "внутренним свойствам", не говоря о "духовном" и проч
( Read more... )
Простите, встряну, а что гуманитарии? Тест Тьюринга тоже в известной степени гуманитарен, поскольку именно впечатление человека является решающим для его результата. Для того, чтобы избавиться от этой гуманитарности нужно формализовать процесс возникновения этого ощущения вплоть до вербализации. А тогда и тест Тьюринга утратит то значение, которое ему ныне придают.
тут механизм проще. У нас дан эталонный носитель разума. Платиново-иридиевый. В количестве скольки-то миллиардов, с относительным разбросом. Нам надо сказать, "это" как соотносится с носителем? Мы отвечаем.
Мы не отвечаем на вопрос "что это", мы констатируем "похож или нет".
>> У нас дан эталонный носитель разума. В количестве скольки-то миллиардов, с относительным разбросом. И который из них? Тут либо "эталонный", либо "с относительным разбросом". Потом еще такой момент, гипотеза об одномерности, количественной исчислимости и измеримости разума мне лично представляется весьма сомнительной. Впрочем тут каждый судит по тому "эталону", которым обладает.
>>мы констатируем "похож или нет". Ага, и либо мы должны иметь четкий формальный критерий сходства, либо снова получается гуманитарщина.
Мне вот это заключительное "итак" - не сильно нравится. Ибо его очень легко еще немножко распостранить - вплоть до "любое внешнее проявление чего угодно может быть как угодно истолковано".
Прежде чем определять "разум" - стоило бы понять - в рамках какой реальности (а точнее - нашего о ней представления) этот разум будет существовать. И что мы собираемся потом с этим определением делать - молиться на него в храме, искать собратьев или строить искин?
А в самом худшем случае попытки определение многое скажут нам об определяющих напрямую - и о разуме - косвенно. ;)
Это означает, что разум не существует "объективно". Можно спорить о том, что такое объективное существование... Ладно. Разум не существует не только в том смысле, как стол и стул, разум не существует даже в том смысле, в каком существует число три. А дальше надо решать - он существует "меньше" или "больше". "Я стою на почве последнего" (C).
Разум и цивилизация не то что не близнецы-братья... Это просто про разное. Я бы даже сказал, что цивилизация к разуму почти никакого отношения не имеет. А то и антагонистична к нему.
Цивилизация как раз существует вполне объективно. Ложки-плошки-поварешки и прочие дезодоранты. Чего не существовать-то?
Comments 271
Тест Тьюринга для различения человека и машины.
Reply
Reply
Мы не отвечаем на вопрос "что это", мы констатируем "похож или нет".
Reply
И который из них? Тут либо "эталонный", либо "с относительным разбросом".
Потом еще такой момент, гипотеза об одномерности, количественной исчислимости и измеримости разума мне лично представляется весьма сомнительной. Впрочем тут каждый судит по тому "эталону", которым обладает.
>>мы констатируем "похож или нет".
Ага, и либо мы должны иметь четкий формальный критерий сходства, либо снова получается гуманитарщина.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Ибо его очень легко еще немножко распостранить - вплоть до "любое внешнее проявление чего угодно может быть как угодно истолковано".
Прежде чем определять "разум" - стоило бы понять - в рамках какой реальности (а точнее - нашего о ней представления) этот разум будет существовать. И что мы собираемся потом с этим определением делать - молиться на него в храме, искать собратьев или строить искин?
А в самом худшем случае попытки определение многое скажут нам об определяющих напрямую - и о разуме - косвенно. ;)
WBR - Andrew
Reply
Reply
Так в нем и крутимся.
WBR - Andrew
Reply
Reply
Reply
[Если] Разум и цивилизация - близнецы-братья, [то] цивилизация не существует "объективно" ?
Reply
Цивилизация как раз существует вполне объективно. Ложки-плошки-поварешки и прочие дезодоранты. Чего не существовать-то?
Reply
Reply
о как...
Reply
Reply
лень. лень - наипервейший признак разума.
Reply
Reply
Leave a comment