Последним был стим-панк...

Nov 11, 2024 11:07

Тема тут очень сложная. Мне надо как-то так произнести, чтобы не говорить то, чего говорить не следует. Боюсь, получится невнятно и будет совсем непонятно, о чем речь. Ну да ладно ( Read more... )

history6, alchemical notes, sociology7

Leave a comment

cmt96 November 11 2024, 08:30:59 UTC
Что такое подприрода?.. Вы, как обычно, говорите загадками, но в данном случае эта загадка не представляется осмысленной: слово ни на что не указывает… Что-то не так в "сборнике загадок" - нужен другой указатель… У природы есть перед (феномены) и зад (заприродье, метафизика), а этажей у неё нет - это не культура.

Reply

bird_of_feather November 11 2024, 09:50:57 UTC
Не знаю, верно ли такое предположение, но что, если это "под-" (природа, история или что угодно) здесь можно истолковать с помощью одной темы во "Властелине Колец":

"Самый ловкий и пытливый из этой семьи звался Смеагорлом. Все ему надо было знать: он нырял в омуты, подкапывался под зеленые холмы, добирался до корней деревьев, но не подымал глаз к вершинам гор, древесным кронам и цветам, раскрытым в небеса, - взгляд его был прикован к земле.

("He was interested in roots and beginnings; he dived into deep pools; he burrowed under trees and growing plants; he tunnelled into green mounds; and he ceased to look up at the hill-tops, or the leaves on the trees, or the flowers opening in the air: his head and his eyes were downward").Может быть, имеется в виду уход внутрь с потерей ощущения целостности мира, содержательных контуров вещей. Мне кажется, про электричество это просто провокационно-шуточный символ, образ "заглубления" познавательных поисков (и связанной с ним опасности), хотя само-то электричество вряд ли тут чем-то повинно. В ( ... )

Reply

cmt96 November 11 2024, 10:01:44 UTC
Я предположил, что речь идёт о том, что электрические технологии, равно как и водопровод, и коммуникационные сети, представляют собой один-единственный механизм со сменяемыми насадками, а не разнообразие раздельных механических объектов. Своего рода подложка к бытию предметов - которая в роли основного начала позволительна для техники, но не для общества (для истории). В этом случае верное зерно в написанном есть мысль о том, что техника напрасно составила ядро и основу для нарождающейся культуры общества - это было ещё отчасти оправдано для продуктов первой революции, но не для продуктов второй. Мы не можем и не должны осмыслять себя и свою деятельность в терминах технического благоустройства, между тем это непременно происходит и приводит к известной сбивчивости в чувствовании и мышлении. Далее мысль идёт в ту сторону, что "раньше" эта сбивчивость относилась к людям в силу и меру того, насколько они были ещё не вовлечены в господствующую культуру, а теперь - насколько уже вовлечены. Под-история - как подложка настоящей истории, ( ... )

Reply

bird_of_feather November 11 2024, 18:04:23 UTC
Там нет ничего про сбивчивость. Там вроде про мертвящее всё, до чего дотянется, зло - деятельное и активное. И как бы от этих щупальцев увернуться как-нибудь. Это опять, мне кажется, про волю человека: на этот раз она нужна уже для того, чтобы просто остаться в числе людей, а не покладистых и на всё согласных зомбЕй.

Reply

cmt96 November 12 2024, 10:00:37 UTC
Правильно, нет ничего. Потому что это часть общей культуры. Когда человек сбивчив, думает набредающим в голову потоком мыслей, не знает, о чём он думает, - тогда это болезнь. Это довольно трудно описать, но это интуитивно-ясно и вполне объективно. Автор этому кучу постингов, собственно говоря, посвятил.

Интерпретации про битву всех хороших против всех плохих - это издержки нынешней культуры. Автор пытался от этого отмежеваться, но безуспешно. Отчасти из-за собственной ошибки, как мне кажется: он не учёл, что это граница внутри человека, а не между людьми. Один и тот же человек иногда ведёт себя по-человечески, вникает в происходящее, присутствует при своих мыслях, а иногда отдаётся потоку мыслей, вот всей этой "серой сети", которая владеет мышлением. Граница между людьми - скорее в том, что одни эту границу замечают и принимают за что-то важное, а другие нет.

Reply

agapitus November 11 2024, 20:20:28 UTC
До чего же несообразный перевод выше. Но, простит автор, он лучше оригинала. ( автора я знаю).

Reply

bird_of_feather November 11 2024, 20:33:19 UTC
"He was interested in roots and beginnings" это не "всё ему надо было знать", другая мысль тут, кажется: ему хотелось большое и цельное свести к чему-то однозначному и простому, "разоблачить", "уличить", "вывести на чистую воду". А остальное вроде совпадает. А нет, еще одно: не просто не поднимал глаз, а перестал это делать. Сознательно.

Reply

agapitus November 11 2024, 22:02:39 UTC
Да, грехопал - у Кистяковского даже намека на это нет. Но его вариант без морализаторства во всех отношениях лучше: ниӟ заменен землей, и Смеагорл превращен в стихийное существо, которое если и не глядит в небеса, то потому, что они нуӝны ему как Солнце кроту. Почему бы не жить в Средиземье и таким существам?

Reply

bird_of_feather November 11 2024, 22:25:29 UTC
У Толкина тоже нет морализаторства: там довольно сложная мысль о том, что не так с этим вроде бы похвальным стремлением к "корням и началам", какая уж тут мораль. Да и вообще, Толкин - и вдруг "морализаторство". Не Демьян Бедный все же.

Как это "как солнце кроту"? Такого даже про гномов не скажешь. А Смеаголу же явно повредила потом вынужденная жизнь впотьмах, он одичал и отощал, такого жуткого вида у него не было, пока жил, как его народ, на солнышке возле реки.

Reply

agapitus November 11 2024, 22:56:34 UTC
Да, и я удивился прямолинейности оригинала, противопоставляющего верх и низ, как свет и тьму. У Кистяковского постепенное проникновение зла поданл очень исподволь - через глагол подкапываться, имеющий в русском строго негативную семантику, для нейтрального звучания напишут забирался или лазил. Смеагорл подкапывался, можно ожидать под нечто хорошее - действительно : под зеленые холмы. Есть основание предположить, что-то со Смеагорлом не так, но совсем не
понятно ещё что. Это гораздо тоньше.
Толкиен же рисует бинарную контрастную картину едва ли не рублеными фраӟами через точку с запятой.

Reply

poljakof November 12 2024, 01:50:17 UTC

Толкиен вообще любит ограниченность. Всем народам и персонажам старается дать одно амплуа. Поэтому его народы проявляют удивительную для разумных существ однородность в характерах.

Кажется, электричество ознаменовало собой появление массовой культуры. Радио, кино, телевидения, "популярной" музыки. А также распространение левых идеологий. Иванов-Петров как элитарий не признает эту массовую культуру и ее последнее порождение - нейросети.

Reply

bird_of_feather November 12 2024, 03:26:34 UTC
Может быть, там не ограниченность, а разграниченность? Одной из задач было показать разные народы, так должно же быть в каждом народе что-то "однородное"? Вот даже и корень подсказывает :)

Почему "не признаёт". Просто она ему не нужна. А так-то свобода у всех. И действительно же есть что-то обидное и подозрительное в этом противопоставлении просто культуры и массовой культуры. Как-то настораживает. Может, действительно "просто культура" надежнее и лучше?

Reply

poljakof November 12 2024, 03:55:01 UTC

Не нужна себе это одно, когда не нужна всему человечеству другое. В тексте ведь постулируется конец истории цивилизации.

Reply


Leave a comment

Up