c*l*e*v*e*r

Sep 29, 2024 15:07


Read more... )

livejournal2

Leave a comment

stepanbezusov September 29 2024, 12:54:54 UTC

"Любого сознания и любой воли"

Почему любого-то?

Когда мы поняли, что молния - электрический разряд, а не стрела Перуна, мы расколдовали кусочек мира, т.к. устранили волю, но не любую волю, а вполне конкретную - ту, которая не существует.

Reply

tvoy_sobi September 29 2024, 13:26:11 UTC
Видите ли, это путь к абсолютному детерминизму. Если не формальному, то статистическому: что не определено точно, то с заранее известной вероятностью. И всё.

Но абсолютный детерминизм (даже и статистический) напрочь противоречит любому субъективному опыту. То есть, в нём есть принципиальный, неустранимый дефект. То есть, он попросту неверен.

Reply

stepanbezusov September 29 2024, 13:35:01 UTC

Как это у Вас складывается?
Из того, что я не верю в волю Перуна, не следует, что я не вижу явный след Вашей воли.

Reply

tvoy_sobi September 29 2024, 14:03:45 UTC
Ну а что такое воля, по-Вашему? Есть ли какие-то несомненные признаки её проявления? Вот ударила молния; хорошо, это был разряд атмосферного электричества, предположим. А вот она ударила в человека - и он умер. Почему, зачем, отчего? Если он шёл одиноко во время грозы по равнине - ну как бы всё понятно, был самой высокой точкой. А если нет?

А если молния бьёт в человека раз за разом, а он поднимается и идёт дальше? https://www.vesti.ru/article/1872351 Это что было?

Если Вы бросите камень, он полетит в соответствии с законами механики, баллистики и т.д., не так ли? Вашей воли над ним уже не будет. Но полетел-то он по Вашей воле.

Reply

stepanbezusov September 29 2024, 14:09:14 UTC

Извините, у меня не складывается.
Если я отрицаю волю в конкретном случае, что заставит меня распространять это опыт на всё остальное?

Reply

tvoy_sobi September 29 2024, 14:27:56 UTC

Общий подход, тренд, концепция. Где Вы планируете остановиться и почему именно там?


... )

Reply

stepanbezusov September 29 2024, 14:33:37 UTC

Так нет же такой концепции у меня: всё есть одно.
Я считаю её ложной.
Где-то воля есть, а где-то нет.
Разбираться надо.

А у Вас - всё есть одно - такая концепция?

Reply

tvoy_sobi September 29 2024, 14:49:26 UTC
Нет, у меня в этом смысле как и у Вас. Но я, всё же, делаю некоторый заметный акцент на волю. Ну просто потому, что лучше ошибиться, приняв что-то детерминированное, механистическое и т.д. за чью-то волю - чем наоборот, принять чью-то волю за случайность, совпадение, действие каких-то естественных сил и т.д.

Reply

stepanbezusov September 29 2024, 18:04:52 UTC

Значит Вы тоже можете увидеть противоречие в приведённой цитате.

Reply

the_toad September 29 2024, 17:33:31 UTC
Но абсолютный детерминизм (даже и статистический) напрочь противоречит любому субъективному опыту.

Нет.

Reply

tvoy_sobi September 29 2024, 18:09:38 UTC
Да. Иначе бы у Вас не было свободы воли.

Reply

the_toad September 29 2024, 18:13:23 UTC
Да наплевать. У меня полно субъективного опыта, который никак не противоречит детерминизму. Следовательно, утверждение "Но абсолютный детерминизм (даже и статистический) напрочь противоречит любому субъективному опыту" неверно.

Reply

tvoy_sobi September 29 2024, 18:16:54 UTC
/// У меня полно субъективного опыта, который никак не противоречит детерминизму.

Угу. Почему Вы - это Вы, а не сомалийский негр, родившийся в 1833 году? Чем это детерминировано?

Reply

the_toad September 29 2024, 18:25:00 UTC
А зачем вы сейчас этим занялись? Ну вот этим вот произнесением слов, не имеющих никакого отношения к существованию опыта см. выше? Чтобы что?

Reply

tvoy_sobi September 29 2024, 18:28:21 UTC
Затем, что я так решил. Моя воля, которая не была ничем детерминирована. Мог бы и иначе. Как и Вы. В том-то всё и дело.

Reply

the_toad September 29 2024, 18:34:28 UTC
Послушайте, я вообще стараюсь достаточно точно говорить слова. Я не спрашивал вас, почему. Я спросил - зачем. Есть ли в этом говорении какая-то цель? Совершенно очевидно, что, как говориццо, на скорость это не влияет. Тогда зачем?

Reply


Leave a comment

Up