>> ...Например, механической логики в речи появится больше, а, соответственно, и "в голове". Т.е. из бытовой речи будут вытесняться "сложные тонкости", оттенки смыслов/чувств и другие "амбивалентности"...
Вряд ли это связано с какой-то грядущей массовостью программирования, пока всё говорит об обратном. Скорее, тренировать нас будут уже сделанные роботы: так, чтобы сказанное было им понятно, иначе не добьёшься ничего, надо соответствовать. От тестов и антиплагиата до капчи и психологов-нейросетей. Но есть и с другой стороны движение: всё-таки, чтение книг, особенно - психологически, художественно или интеллектуально сложных, давно уже роскошь, которую не всякий себе позволит, а с течением времени это будет ещё сложнее и дороже. Дороже - в смысле наработки необходимых навыков, которые становятся всё менее очевидными, и потребного для этого времени. Как симфоническую музыку слушать или верхом ездить без подготовки - с налёту не получится, а содержать всю эту конюшню слуховых привычек и эстетических предпочтений... На речь это, конечно, влияет тоже очень сильно, - но вряд ли в смысле какого-то совсем уж опрощения, в человеческой психике всё же есть константы, да и общество разнородно. Просто разговаривать придётся всё больше лицом, телом, одеждой и шибболетами. Как узнать, точно ли это Мартин Герр, если он узнаёт жену, правильно отвечает на тесты и одет соответствующе?..
Да, интерфейсы тренируют. Не использовать слова, которые провоцируют ошибку спеллчекера. Не использовать обороты, которые провоцируют ошибку автоматического переводчика. Не использовать интонации, которые провоцируют ошибку анализатора речи. Не использовать пояснения, которые провоцируют ошибку чат-бота. Интересно, что дальше.
Дальше - перенос этой манеры общения на людей, её закрепление и воспроизводство (и это ещё если не думать о потенциально оскорбительном контенте). Собственно, общество тоже дрессирует по этой схеме, - скажем, у учителей и у чиновников одна из общих профдеформаций - специфическая манера речи, натренированная средой. Тут просто появляется дрессировщик более универсальный и безальтернативный.
"Центростремительная сила сутяжничества подхватывала его, втягивала в канцелярии юрисконсультов, вихрем проносила через прокуренные судебные коридоры и вталкивала в камеры товарищеских и народных судов. И долго еще скитался непокорный квартирант, в поисках правды добираясь до самого всесоюзного старосты товарища Калинина. И до самой своей смерти квартирант будет сыпать юридическими словечками, которых понаберется в разных присутственных местах, будет говорить не «наказывается» а «наказуется», не «поступок», а «деяние». Себя будет называть не «товарищ Жуков», как положено ему со дня рождения, а «потерпевшая сторона». Но чаще всего и с особенным наслаждением он будет произносить выражение «вчинить иск».
Далее - везде. Собственно, плоды языковой, кгхм, трансформации 1920-х пожинаем до сих пор, а тут просто умножьте на повсеместность гаджетов и интерфейсов.
Перенос, несомненно. Любопытно, что еще отберут роботы. Не обсуждать темы, которые провоцируют электронного ассистента вызвать полицию прекратить работу? Не упоминать ключевые слова, которые?.. А камеры? Плясать перед датчиком движения пробовали все. Привычка подергиваться, чтобы электронный надзиратель не счел тебя спящим на работе? Снимать очки и шляпу при входе куда угодно, чтобы электронный сторож не закрыл перед тобой двери?
Вряд ли всё так трагично. Дело ведь, по большому счёту, только в направлении эволюции публичной речи - вот она таким образом и будет корректироваться, влияя на остальное. Есть эпохи выплесков в публичную речь народной или совсем уж особенно авторской стихии - а есть эпохи казёнщины, застёгнутой на все пуговицы.
Не трагедия, конечно, мелочи повседневной жизни. Обступающие и облипающие. Но мысль про публичную речь я не очень понял. Каждая "беседа" с роботом может быть вполне частной, пользователь привыкает - нужно говорить (действовать) так-то, дальше эта привычка проявляется сама, не только в публичном общении же.
Да, роботов-то учат публичной речи (и, вроде, по уже существующим ее нормам). Что естественно: робот будет говорить с неопределенно широким кругом заранее не известных лиц. Но пользователь от робота выучивается-то несколько другому. Как детей учат определенным образом обращаться к педагогу, но сам педагог в общении с детьми учится совсем не этому.
Попробуйте записать дословно несколько часов приватного общения - неважно, семейного, дружеского, или даже рабочего в сработавшейся команде, - и попробуйте транскрибировать, т.е. превратить из коммуникативного потока в текст. Это другой язык, и вряд ли какие-то роботы могут на это радикально повлиять, слишком человеческое. А вот разговор с чужаками, или на неродные темы - это публичная речь, царство стандартов и формул, простор для роботизации.
А, так понятно, спасибо. По моей мысли, хоть приватная с публичной сильно различаются, многие выученные вещи из публичной в приватную переходят, пусть и трансформируясь по дороге. Но это с потолка взято, я в этом не разбираюсь.
Вряд ли это связано с какой-то грядущей массовостью программирования, пока всё говорит об обратном. Скорее, тренировать нас будут уже сделанные роботы: так, чтобы сказанное было им понятно, иначе не добьёшься ничего, надо соответствовать. От тестов и антиплагиата до капчи и психологов-нейросетей.
Но есть и с другой стороны движение: всё-таки, чтение книг, особенно - психологически, художественно или интеллектуально сложных, давно уже роскошь, которую не всякий себе позволит, а с течением времени это будет ещё сложнее и дороже. Дороже - в смысле наработки необходимых навыков, которые становятся всё менее очевидными, и потребного для этого времени. Как симфоническую музыку слушать или верхом ездить без подготовки - с налёту не получится, а содержать всю эту конюшню слуховых привычек и эстетических предпочтений...
На речь это, конечно, влияет тоже очень сильно, - но вряд ли в смысле какого-то совсем уж опрощения, в человеческой психике всё же есть константы, да и общество разнородно. Просто разговаривать придётся всё больше лицом, телом, одеждой и шибболетами. Как узнать, точно ли это Мартин Герр, если он узнаёт жену, правильно отвечает на тесты и одет соответствующе?..
Reply
Психолог-нейросеть уже близок к человеку. Нет ощущения, что для человека я бы сформулировал так, а вот ему придется писать иначе.
Reply
Reply
Не использовать слова, которые провоцируют ошибку спеллчекера.
Не использовать обороты, которые провоцируют ошибку автоматического переводчика.
Не использовать интонации, которые провоцируют ошибку анализатора речи.
Не использовать пояснения, которые провоцируют ошибку чат-бота.
Интересно, что дальше.
Reply
Собственно, общество тоже дрессирует по этой схеме, - скажем, у учителей и у чиновников одна из общих профдеформаций - специфическая манера речи, натренированная средой. Тут просто появляется дрессировщик более универсальный и безальтернативный.
Reply
/специфическая манера речи, натренированная средой/
"Центростремительная сила сутяжничества подхватывала его, втягивала в канцелярии юрисконсультов, вихрем проносила через прокуренные судебные коридоры и вталкивала в камеры товарищеских и народных судов. И долго еще скитался непокорный квартирант, в поисках правды добираясь до самого всесоюзного старосты товарища Калинина. И до самой своей смерти квартирант будет сыпать юридическими словечками, которых понаберется в разных присутственных местах, будет говорить не «наказывается» а «наказуется», не «поступок», а «деяние». Себя будет называть не «товарищ Жуков», как положено ему со дня рождения, а «потерпевшая сторона». Но чаще всего и с особенным наслаждением он будет произносить выражение «вчинить иск».
Reply
Reply
А камеры? Плясать перед датчиком движения пробовали все. Привычка подергиваться, чтобы электронный надзиратель не счел тебя спящим на работе? Снимать очки и шляпу при входе куда угодно, чтобы электронный сторож не закрыл перед тобой двери?
Reply
Reply
Reply
https://efficient-manatee.files.svdcdn.com/production/images/CCAI_public_comparison_2023-1.pdf?dm=1697475572
Reply
Как детей учат определенным образом обращаться к педагогу, но сам педагог в общении с детьми учится совсем не этому.
Reply
А вот разговор с чужаками, или на неродные темы - это публичная речь, царство стандартов и формул, простор для роботизации.
Reply
Reply
Leave a comment