Рыбаков. Дерни за веревочку
Это не развлекательная книга, это - эмоциональная бомба
Книга читается тяжело, насыщена сильными эмоциями различной природы, эмоциями жесткими, на грани, а порой и за гранью. Но тяжесть чтения здесь не является недостатком, потому что эта книга не игровая, не развлекательная. Далеко не всем она "дается" с первого раза. В том числе и мне.
https://otzovik.com/review_5551011.html Повесть Вячеслава Рыбакова глубоко проникает в канву Времени, которое он лишает свойства непрерывности и показывает весь спектр переживаний главного "режиссера", меняющего расстановку "действующих лиц". Писатель дает понять всю тщетность постороннего вмешательство в естественный ход событий и неотвратимость предначертанного финала.
https://otzovik.com/review_5411375.html Действует в книге известный фактор волшебной силы искусства. Свою невыносимую боль и опустошенность художник выплескивает на полотно. И далее работает эта картина. Ее влияние начинает длинную цепочку событий, поступков, решительных шагов. А в конце этой цепочки, через годы - спасение человечества. Еще одна частичка фантастики.
https://otzovik.com/review_6579668.html К финалу книги я более-менее понял к чему всё это писалось. Да, как некая идея всё это любопытно. Автор на нескольких страницах излагает свою концепцию. Но позвольте. Это художественный текст или публицистика?
Все эти мысли надо было изобразить художественным средствами. И тогда бы действительно получилась отличная социально-философская фантастика. Но автор вопреки тому что написал в конце книги углубился в частности, а не общее, в личности, а не в общество.
Да и вывод автор очень спорный.
В общем книга не узкого ценителя. Как художественное произведение оно по моим меркам, увы, не сыграло.
https://otzovik.com/review_11511818.html Произведение,после прочтения которого наступает в душе тишина...
https://otzovik.com/review_8423763.html Мне роман не понравился от слова "совсем". Я слушала его в исполнении Князева и едва-едва добралась до первой трети. Из всех аудио-версий, которые я слышала в исполнении этого, несомненно, талантливого чтеца эта самая отвратительная. Все описания и диалоги велись на одной какой-то истерично-пафосной ноте (как мне сообщил человека, который прочитал бумажную версию, Игорь читал правильно. Именно так и "звучало" печатное слово). Больше всего бесил ГГ-ой - слабохарактерный двуличный индивид, который с удовольствие обманывает себя при этом самомнения у него ого-го. Его постоянные переобувания в "отношениях" с девушками, в конце-концов, начали подбешивать. Раздражал также уж очень явный прогиб в пользу новой линии партии. Автор старательно отрабатывает гонорар стремясь представить советскую жизнь в самых дерьмовых красках. Я на фанатка Союза, но прекрасно осознаю, что все было отнюдь не так плохо как рассказывает нам автор.
https://www.livelib.ru/book/1001100357/reviews-derni-za-verevochku-vyacheslav-rybakov Шаг за шагом, час за часом историк прослеживает поведение молодого ленинградца и встречавшихся ему в тот день самых разных людей, от генерала войск связи до дворового подростка, и убеждается, что подлость влечет за собой подлость, а порядочность влечет за собой порядочность, и прерывать цепную реакцию нарастания зла в мире способен только тот, кто, сам того не ведая, неосознанно, просто потому, что иначе не может, на подлость отвечает порядочностью, на зло - добром... сам с неизбежностью страдая при этом десятикратно, стократно…
https://fantlab.ru/work7304 Я не о художественных достоинствах. Автор известный, и желающие, надо полагать, давно отспорили - хорош он или не хорош как писатель. Этот автор, славящийся как... не знаю нужного выражения - традиционалист? приверженец вечных ценностей? противник нынешнего пустого и легкого мира? - в общем, автор очень определенной направленности - пишет всегда, отстаивая определенные ценности.
У автора есть идея: этическая причинность. Люди поступают различным образом, и за добрым поступком тянется след добрый, а на подлость, равнодушие и пр. - ответом тянется след последействий. Совокупность этих следов прядет историю, в конце концов - макроисторию, создавая иллюзию объективной необходимости, которая есть совокупность множества субъективных волений.
Этот тезис в книге развертывается: некий молодой художник делает несколько добрых поступков (и затем погибает, буквально съеденный реальностью), многие иные персонажи следят и мусорят преизрядно. Небольшой довесок фантастики, брошенный автором в финал, разъясняет, как именно легли цепи причинности: поступок художника в ряду этической причинности спас планету от жуткой эпидемии (вирус с Луны, панспермия...), а все альтернативные варианты - когда он не сделал этого поступка - вели к исчезновению жизни на Земле.
Но я не о фантастике. У меня другой вопрос. Интересно, что сейчас чаще всего обрывает цепи "положительной этической причинности"?
Ведь наверняка каждый был свидетелем (и участником) множества ситуаций, когда намечалась "положительная причинность". Человек делает нечто очень хорошее, доброе (обычно это не так легко, но всякое бывает). Речь не обязательно о вещах социально-заметных: волонтерстве, спасенных кошечках или созданных школах. Иногда - о совсем частных поступках: прощении ошибившегося друга, помощи тому, кто ее ждать уже не вправе... Да мало ли. Добрый поступок порождает другие добрые поступки, направленные уже на совсем других людей - и вдруг что-то вмешивается, перерезает нить. Что это?
Ложь? Жадность? Трусость? Глупость?
Всякие возможны варианты. Фанатизм? Праведность? Практичность?
Тут важно не мыслить абстрактно - не стоит вспоминать списки грехов и отвечать заученным образом. Я не очень верю, что вот прямо все видят в качестве тех ножниц, которые режут золотую нить добра - именно гордыню. Надо к собственному опыту обратиться - только тогда ответ будет ценным и живым. Но надо не быть "конкретным" - не западать на последнюю нанесенную обиду, которая застит свет. Тут надо как-то так... конкретную абстрактность отыскать. Увидеть некое полотно жизни - ну, по крайней мере свою жизнь люди обычно до некоторой степени представляют - и посмотреть: вот в ней видны блестки этой самой положительной этической причинности. Человеку была подарена - эмоция, отношение, возможность - нечто было подарено, и это в нем отозвалось, человек несколько изменился и теперь он может сам раздавать такие нити, возможности. Но вместе с появлением нитей - множество их прерываний. Некто вдохновился - а над ним цинично посмеялись, некто хотел сделать приятное - это капризно отвергли или, напротив, жадно слопали. Кому-то подарена возможность - но по слабости и лени не воспользовался. Мало ли что бывает.
Вот и интересно - может быть, можно отыскать, на чем чаще всего прерываются такие последовательности?