Мне бы хотелось задать вопрос, однако он будет безответен, если не дать некоторую вводную. Вопрос очень простой, и я слышу его от очень многих людей. Говорят: что делать? Происходит стремительное изменение всей культурной жизни, и не понятно, что же можно предпринять. Конечно, есть и другие люди, которые уверены, что все в порядке, ничего страшного не происходит и не надо паниковать. Тут только одно обстоятельство: мнение, что ничего страшного не происходит, высказывают люди, крайне мало понимающие в культуре, а мнение, что происходит катастрофа, высказывают те, кто в культуре понимают. Разумеется, их мнения в одну цену, нельзя же представить их неравенства... Но лично для меня вопрос существует.
Я слышал ответы героического характера: мол, не важно, что там бурлит и взрывается, гниет и засыхает, надо самим - надо писать стихи, картины, ваять скульптуру, раскрашивать елочные игрушки, художественно оформлять пироги, вышивать на футболках и сочинять сценарии компьютерных игр. Это замечательно. Кто может - конечно, вэлкам. Почему-то многие уверены, что производимое сегодня - нехорошо, но это уже другой вопрос, отчего не удается сделать что-то путное, хотя, вроде, можно бы. Трудно спорить. Что - футболки некрасивы? Игры плохи? Игрушки не блестят?
Мне интересен ответ в общей форме. Не в виде личного решения - мол, я сейчас соберусь с силой и напишу маслом. Скорее - а как можно представить какую-то вменяемую культурную деятельность в ситуации культурной деградации. Это же не в первый раз, верно? Такой опыт был, неоднократно. И что делали? Вот недавний пример: сто лет назад культура дореволюционной России погибала. Этот опыт довольно хорошо известен. И - теперь, битые и обогащенные опытом - мы можем сказать, как же действовать?
Можно вспомнить многие другие истории. Что-нибудь про закат эллинской культуры, или конец Средних веков - но это будут истории, от нас далекие и не упомненные. А про гибель русской культуры в начале ХХ века - это же почти только что. Скажите, каким образом можно представить выход из деградации? Есть такой опыт? Как этот опыт приложить к происходящему сейчас?
(c)
zh3l