В некотором смысле можно. Хорошим примером является парадокс приговоренного.
Однажды в воскресенье начальник тюрьмы вызвал преступника, приговорённого к казни, и сообщил ему:
Вас казнят на следующей неделе в полдень. День казни станет для вас сюрпризом, вы узнаете о нём, только когда палач в полдень войдёт к вам в камеру. Начальник тюрьмы был честнейшим человеком и никогда не врал.
Заключённый подумал над его словами и улыбнулся: «В воскресенье меня казнить не могут! Ведь тогда уже в субботу вечером я буду знать об этом. А, по словам начальника, я не буду знать день своей казни. Следовательно, последний возможный день моей казни - суббота. Но если меня не казнят в пятницу, то я буду заранее знать, что меня казнят в субботу, значит, и её можно исключить». Последовательно исключив пятницу, четверг, среду, вторник и понедельник, преступник пришёл к выводу, что начальник не сможет его казнить, выполнив все свои слова
На то он и парадокс, что в нём заложено скрытое противоречие. Если я правильно всё понимаю, то в случае заключённого дело в допущении, что он доживёт до воскресенья. То есть доказательство неверно изначально.
Решение зависит от интерпретации приговора. Если условие казни необходимое, то приговор противоречив, , в противном случае рассуждение заключённого ошибочно.
Ощущение парадокса создаётся как раз склейкой этих двух интерпретаций. В логическом смысле парадокса здесь нет.
Условия приговора были полностью соблюдены: приговоренного казнили в среду, и он узнал о дне казни лишь когда палач вошел к нему в камеру. А вот в чем ошибочность рассуждений приговоренного, вы так и не объяснили
Противоречивость приговора нисколько не мешает палачу :) Это лишь формальный повод для аппеляции. Которой, конечно же, могут подтереться.
Ошибочность рассуждения (в случае не обязательности казни) - в пятницу он не не знает, что его казнят в субботу. Да и дожив до субботы, он не может утверждать про казнь в воскресенье.
Если узник дожил до вечера субботы, то он знает, что казнить его должны в воскресенье. А значит его не казнят в воскресенье. Но тогда, если в воскресенье утром ему сообщат о казни, это будет для него неожиданностью. Т.е. в воскресенье тоже можно казнить. А значит приход палача сюрпризом не будет, но тогда казнить нельзя. Мы не можем разделаться даже с воскресеньем. Рассуждение идет по кругу и не может остановиться.
Вообще этот парадокс сводится к "вас казнят завтра и для вас это будет сюрпризом".
Вы прочитайте уж сначала, а потом комментируйте(возражайте). А то Ваш комментарий просто не имеет отношения к тому, на который Вы отвечаете :) Никакого.
Художественные интерпретации с глубоким проникновением во внутренний мир героев и с последующей экранизацией меня совсем не интересуют. Ну, не режиссёр я :)
Я прочитал и возражаю на ваши аксиомы - посмотрите, они совсем не аксиомы
Если узник «узнал» назначенный день казни, то она не может состоятся
Это не так. В этом случае казнь не может ни состояться ни не состояться, как я описал в комментарии. Мы имеем здесь логическое противоречие.
Что касается внутреннего мира героев, это вы не хотите признать связь между состояниями узника и палача и невозможность фиксации этих состояний в статичном состоянии.
Ну так тогда Вы неправильно возражаете. Если узник узнал день казни, то казнь сюрпризом для него не является. По определению. Казнят его или нет "на самом деле" - это уже дело десятое, к нашей задачи отношения не имеет. А по условиям приговора казнить не могут.
Никакого противоречия здесь и близко нет. Вы его выдумали.
Зы. Ещё раз на всякий случай :)
==В этом случае казнь не может ни состояться ни не состояться
Может или состояться или не состояться. И это не имеет никакого значения. Событие казни находится за пределами расматриваемой ситуации (задачи). И никого не интересует. Во всяком случае, на первом этапе рассуждения.
Я не считаю, что можно называть днем казни день, когда казнь не состоялась. То, что должна быть назначена дата, она единственная и т.п., это уже добавления которых нет в условии. У нас дано 1) узника казнят в полдень 2) для него будет сюрпризом день казни. Я предложил заменить пункт 2) на казнь будет для узника сюрпризом, а день будет известен - завтра. Это ведь более жесткие условия задачи? Тогда можно сосредоточиться на месте, где появляется парадокс, и не расплываться по семи дням, сразу пропустив важный момент.
Однажды в воскресенье начальник тюрьмы вызвал преступника, приговорённого к казни, и сообщил ему:
Вас казнят на следующей неделе в полдень.
День казни станет для вас сюрпризом, вы узнаете о нём, только когда палач в полдень войдёт к вам в камеру.
Начальник тюрьмы был честнейшим человеком и никогда не врал.
Заключённый подумал над его словами и улыбнулся: «В воскресенье меня казнить не могут! Ведь тогда уже в субботу вечером я буду знать об этом. А, по словам начальника, я не буду знать день своей казни. Следовательно, последний возможный день моей казни - суббота. Но если меня не казнят в пятницу, то я буду заранее знать, что меня казнят в субботу, значит, и её можно исключить». Последовательно исключив пятницу, четверг, среду, вторник и понедельник, преступник пришёл к выводу, что начальник не сможет его казнить, выполнив все свои слова
Вроде бы всё логично доказано
Но к его глубокому удивлению его казнили в среду
Reply
Reply
Reply
Не совсем так (см. ниже)
Reply
Если условие казни необходимое, то приговор противоречив, , в противном случае рассуждение заключённого ошибочно.
Ощущение парадокса создаётся как раз склейкой этих двух интерпретаций.
В логическом смысле парадокса здесь нет.
Reply
Reply
Это лишь формальный повод для аппеляции. Которой, конечно же, могут подтереться.
Ошибочность рассуждения (в случае не обязательности казни) - в пятницу он не не знает, что его казнят в субботу. Да и дожив до субботы, он не может утверждать про казнь в воскресенье.
Reply
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2340085.html?thread=170902005#t170902005
Reply
Нельзя знать будущее, это противоречие в понятиях.
Решение у меня в журнале :)
Reply
Reply
Reply
Вообще этот парадокс сводится к "вас казнят завтра и для вас это будет сюрпризом".
Reply
А то Ваш комментарий просто не имеет отношения к тому, на который Вы отвечаете :)
Никакого.
Художественные интерпретации с глубоким проникновением во внутренний мир героев и с последующей экранизацией меня совсем не интересуют. Ну, не режиссёр я :)
Reply
Если узник «узнал» назначенный день казни, то она не может состоятся
Это не так. В этом случае казнь не может ни состояться ни не состояться, как я описал в комментарии. Мы имеем здесь логическое противоречие.
Что касается внутреннего мира героев, это вы не хотите признать связь между состояниями узника и палача и невозможность фиксации этих состояний в статичном состоянии.
Reply
Если узник узнал день казни, то казнь сюрпризом для него не является. По определению. Казнят его или нет "на самом деле" - это уже дело десятое, к нашей задачи отношения не имеет.
А по условиям приговора казнить не могут.
Никакого противоречия здесь и близко нет. Вы его выдумали.
Зы. Ещё раз на всякий случай :)
==В этом случае казнь не может ни состояться ни не состояться
Может или состояться или не состояться. И это не имеет никакого значения. Событие казни находится за пределами расматриваемой ситуации (задачи). И никого не интересует. Во всяком случае, на первом этапе рассуждения.
Reply
У нас дано 1) узника казнят в полдень 2) для него будет сюрпризом день казни. Я предложил заменить пункт 2) на казнь будет для узника сюрпризом, а день будет известен - завтра. Это ведь более жесткие условия задачи? Тогда можно сосредоточиться на месте, где появляется парадокс, и не расплываться по семи дням, сразу пропустив важный момент.
Reply
Leave a comment