Язык... Я так понял, что цель - применить эволюции (биоинструментарий изначально) к разному-всякому небиологическому. Но мне, вот, интересно стало чуть в сторону: применить биологизм к языку. И возникло такое вот забавное: язык - колониальный организм, тесноинтегрированное симбиотическое содружество слов-понятий, живущее на отдельной особи-носителе (у каждой - свой язык-экземпляр). И этот организм-колония может размножаться, заражая (вербальной и невербальной коммуникацией) другие носители - как tabula rasa "дитятков неразумных", так и уже освоенных другими колониями "детин стоеросовых". Посидел, почесал репу - получается вроде как не совсем "эгоистичный ген" и "эволюция мемов", вроде бы семантико-синтаксический дуализм языка даёт новые эффекты, реально сближая язык с биологией. Например, мультилингва - это ж, при хорошем раскладе, натуральный лишайник или даже клетка-эукариот. И модные словечки замечательно подхватываются, как сезонный грипп. И рассматривать можно как локальные особи (индивидуальные языки особей с их генезисом, эволюцией), так и их объединения в разные виды, рода и тп (то, что сейчас входит в языкознание). Выделение языка отдельной особи в отдельную сущность-организм - возможно, в этом есть некая новизна (не знаю, не встречал), возможно, здесь тоже можно поиграться в ламаркизм-дарвинизм. В целом, размышляя об эволюции, я обычно упираюсь в определение мельчайшего структурного элемента, экземпляра. Например, при рассмотрении эволюции жанров - это ж явно не отдельное произведение, это явно нечто иное (мб набор неких характерных устойчивых литературных черт или что-то подобное), что появляется сначала в зародышевом количестве внутри произведения старого "традиционного жанра", а затем - в другом уже произведении - укрепляется, и тд до появления целого произведения в полностью новом жанре (или его доминировании).
В целом, размышляя об эволюции, я обычно упираюсь в определение мельчайшего структурного элемента, экземпляра. Например, при рассмотрении эволюции жанров - это ж явно не отдельное произведение, это явно нечто иное (мб набор неких характерных устойчивых литературных черт или что-то подобное), что появляется сначала в зародышевом количестве внутри произведения старого "традиционного жанра", а затем - в другом уже произведении - укрепляется, и тд до появления целого произведения в полностью новом жанре (или его доминировании).
Reply
Reply
Leave a comment