Тормоз

Oct 09, 2020 06:30

Мне представляется, что можно отметить характерную деталь поведения, которой еще сравнительно недавно не было (как массовой, обычной).

Ее удобнее показать не на наблюдениях за живым поведением людей, а на поведении литературных героев. Они же, герои, подчеркнуто указывают на значимые черты поведения. Так вот, этой черты недавно не было, она изредка проявлялась у особенных каких-то героев и в отдельных случаях, а сейчас - гораздо, гораздо чаще и у очень многих героев, у положительных героев, альтер эго автора. Это - тормознутость, "зависание".

Эта черта подчеркнута указанием на особенную быстроту мышления героя. Иногда - в фантастике - это какие-то там "нейроускорители", иногда - "обмен мыслями", мол, в "ментальном мире" всё быстрее происходит и там можно целый внутренний диалог прокрутить, пока в реальном мире мало что сдвинется. Это - объяснения, а при взгляде со стороны, от других персонажей очень часто говорится: он как выпал из реальности, затормозился, замер в неподвижности, ушел в мысли. И герой себя часто ругает: ох, опять застыл, опять задумался.

Герой строит планы, рассчитывает варианты поведения, вспоминает разные подробности и детали, что-то там мысленно конструирует. Внешне в его поведении это видно как сильная тормознутость.

Так вот, прежде это была - в литературе, к примеру, девятнадцатого века - минутная рассеянность, изредка нападающая на героя. Некая мечтательность. А сейчас это - положительная черта, ею наделяются как раз главные герои и положительные персонажи. Злодеи не думают, реагируют быстро, а герой вечно тормозит. Автор, конечно, наделяет героя способностями, превосходящими это торможение - у него убыстренная реакция, построенные планы ему потом помогают действовать правильнее и быстрее, но это - волей автора, который сочиняет сюжет. А в каждой отдельной ситуации герой всё время замирает, уйдя в себя - забывает сказать, что же хотел, забывает, зачем привлек внимание собеседника.

Важно, что эта черта рассматривается теперь не как недостаток, а как положительная черта. Важно, что она отмечается довольно часто. И видно, откуда эта черта психики берется. Вокруг люди со смартфонами, замирающие посреди дороги или в узком проходе, мешающие другим - и не обращающие ни на кого внимания. Привычно замирать, уйдя внутрь сматфонного интерфейса, отвлекаясь на переговоры по мессенджеру. И это общение с внешней интеллектуальной системой авторами литературных произведений интериоризируется, встраивается как необходимая черта в психику каждого "обычного" героя, становится чертой характера "современного обычного человека".

Насколько можно понять, окружающие - не обладающие тормознутостью - воспринимаются автором как недостаточно интеллектуально продвинутые, недостаточно контролирующие и планирующие ситуацию, не умеющие выстраивать свое поведение - то есть недостаточно сознательные. От "другого" видна в таких героях черта - тормознутость, а "из себя" эта же черта читается как особая сознательность, погруженность в ментальный мир, на что не способны окружающие.

И тут важная дополнительная черта. Эти герои при решении конкретной задачи очень часто как раз не думают, а действуют "интуитивно". То есть положительный герой, образ автора в романе, часто наделяется противоречивым набором психических качеств: он всё время тормозит, продумывает и просчитывает разные варианты, много вспоминает и грузится массой посторонних данных - а когда приходится действовать, часто оказывается не готов и тут вдруг самым счастливым образом находит "интуитивно" замечательное решение. Замечательное оно, конечно, волей автора. Но указывает на то состояние психики, которое многие, очень многие авторы считают нормальным и желательным. Сочетание тормознутости и вечной "загруженности" мыслительным процессом с мгновенным интуитивным решением проблем.

То есть герой (то есть автор, то есть с точки зрения автора правильный современный человек) характеризуется выпадением из реальности в то время, когда он "просто" общается или отдыхает - в это время он всё время о чем-то там своем думает, всё время не полностью присутствует в реальности - среди тех, с кем он говорит и т.п., и в то же время пониженной степенью осознанности во время действий. Современный человек предпочитает не находиться в реальности - он то в своем внутреннем мире (в смартфоне, то есть в мозге), то - во время действия - полагается на приходящие "изнутри" неосознаваемые импульсы.

Положительный современный герой не является бодрствующим, то есть авторы рисуют его как человека, который сознанием не находится в реальности. Он разорван на этого вот тормоза, живущего во внутреннем мире, и бессознательно-волевого деятеля, полагающегося на импульсы "внутренней природы".

Если это впечатление от героев, нарисованных современной литературой, верно, то это интересно характеризует современную культуру - то, как в ней обстоит дело с научностью, разумностью и пр. Эти качества не мыслятся приложимыми к реальности - они существуют лишь во внутреннем мире. Занятная получается штука. Можно отследить, куда направляется изменение антропологии...

literature3, psychology2

Previous post Next post
Up