Еще плюс один к нравам

Jun 16, 2020 08:42

Маленькая черточка к портрету современности. Уже сто раз говорилось, насколько не случайно, что популярными стали вампиры и зомби, как в действительность проникают черты популярных фильмов... Из этого ряда.

Есть известная обыгранная штука - в аниме практически любое проявление сексуального интереса называют "извращением", а проявившего - "извращенцем". На японском это "хентай", по русски перевели как "извращенец"... Насколько я понял, сначала это просочилось в "литературу" - фанфики и пр., а потом пошло в народ, и уже не раз слышал в разговорах именно такое словоупотребление. То есть взгляд молодого парня на грудь девушки - это "извращенец!". Обычно (по крайней мере на русском) не говорят о "домогательствах" и "харрасменте", а именно - об извращенстве. Иногда говорится с юмором. Иногда нет. Но слово употребляется вполне всерьёз, то есть это не юмористическая метафора, а - говорящие уверены, что "вот это" так и называется. Это стало одним рядом сходных поступков: смотреть на компе порнофильмы, интересоваться товарами секс-шопа, оценивающе смотреть на фигуры лиц противоположного пола, подглядывать, ухаживать за девушкой. Всё это - "извращения".

Понятное дело, что прежний смысл слова - который объединял лесбийские, гейские и прочие такие бдсм-мотивы - испарился. Это - не извращения. (Тут должно быть много слов, умных и демонстрирующих немалую эрудицию, но у меня их нет). Извращение - это "совершенно нормальный" сексуальный интерес. Это не идеология, это чувство языка. Вот не по-русски будет сказать, что гей - извращенец, лесбиянка - извращенка. Какой же он извращенец? Он - гей. А если парень посмотрит на попу девушки - извращенец! - это совершенно нормальная языковая реакция. Так смотреть - извращение. В глаза надо смотреть. Можно - на лоб. На ухо - это уже на грани, там ведь рядом шея.

Соответственно, семантика слова стала несколько другой. Много более мягкой. Извращение - это такое вполне понятное дело, оскорбительное и непростительное, но в рамках некоторой игры. Иные в нее не хотят играть, но это не повод считать эту игру какой-то плохой. Это примерно как отправление естественных надобностей - заниматься извращениями "плохо", пойманный на этом должен стесняться, но вообще-то дело распространенное и понятное. То есть смысл слова стал почти тожественным слову "сексуальность".

Тем самым все половые чувства (кроме бывш. извращенных, с ними идут совсем особые игры) отправились в нижний регистр, они там вместе со всякими проявлениями насилия, унижением, оскорблением и прочими такими делами. По умолчанию любой сексуальный интерес читается как попытка унизить (или состоявшееся унижение), другое дело, что "все делают это".

И еще интересно - я уже когда-то говорил - весь этот пласт жизни перешел под контроль женщин (как авторство "любовных романов"). То есть в гетеросексуальной паре "всем этим" заведует женщина, это её область знаний и умений - что можно, когда, сколько, что нельзя и т.п. Мужчина должен не знать и не понимать, слушая указания партнера, а партнер должен позаботиться о его удовлетворении - т.е. партнер за мужчину знает, что тому нужно, и решает, в каких формах и когда эти необходимости удовлетворить. Мужчина же должен съесть приготовленную пищу, принимая её как то, что ему нравится. И похвалить повара.

Это проявляется в русском. Не знаю, есть ли такое движение смысла в английском или еще каком например.

Как мне кажется, очень занятный переворот смысла слова. Совершенно не случайный.

culture2, ethnography2

Previous post Next post
Up