* * *

Jun 15, 2020 10:01


Read more... )

livejournal2

Leave a comment

lexa June 15 2020, 15:48:03 UTC
Ну, я скорее имел в виду не Голливуд, а литературу. Там же товарищ пишет "сложилась бы приключенческая, фантастическая литература" - как будто она без этого не сложилась!

С научной фантастикой вообще всё было наоборот. Первая настоящая НФ появилась в конце XIX - начале XX века именно в Европе (Британия, Франция, Россия). И в СССР она активно продолжалась - Замятин, Богданов, Толстой, Беляев и так далее. Потому что именно этой стране надо было нарисовать и грамотно обосновать светлое будущее. Тут же и кино стало подтягиваться: "Космический рейс", который консультировал Циолковский, до сих пор выглядит реалистичнее всех "Звездных войн".

А в Америке начала века фантастика была, прямо скажем, туповатой. Ковбои, спасающие блондинок на Марсе, вот этот весь бесконечный Берроуз-Гамильтон. Никакой НФ у них не было и в помине.

Прокачивать американскую НФ начали только как часть "холодной войны", параллельно с космической гонкой. Причём с большими проблемами она прокачивалась. Потому что США - страна религиозная, а наука с религией не очень дружит. Когда у наших вышла "Туманность Андромеды" (сначала книжка на множестве языков, а после фильм), американцам буквально нечем было крыть. Насилу высосали из пальца Кларка, вроде как астроном. Но "Одиссея" Кубрика, при всей вылизанности картинок, получилась религиозной бредятиной: высшие силы в виде Чёрных Могильных Камней, адский красноглазый компьютер по имени Ад, и прочие страшилки из воскресной школы.

Это потом уже пиндосы научились воровать сюжеты Лема и кадры Клушанцева, чтобы не так примитивно было. А не будь у них советского конкурента, до сих пор гнали бы однообразные сказки про зеленых человечков. К чему они собственно и вернулись - после распада Союза американская НФ столь же резко сдохла, главной звездой стал Джордж Мартин и прочая фэнтезятина.

Reply

leeuwis June 16 2020, 05:01:25 UTC
Одиссея" Кубрика, при всей вылизанности картинок, получилась религиозной бредятиной

О боги. Это вы в полемическом задоре, не может же быть, чтоб магия фильма полностью просвистела мимо вас.

Reply

lexa June 16 2020, 07:21:00 UTC
Магия там свистит, когда тебе пятнадцать. Ну может, двадцать. При взрослом же пересмотре бросается в глаза именно банальная религиозная подкладка. Особенно когда читал другие тексты Кларка, и везде одно и то же. Пока научно-технические детали идут, всё интересно. Но как только начинаются Оверлорды... ну всё, выноси кадило.

Вот кстати, "Interstellar" оказался грамотным ответом Кубрику. Спустя полвека нашёлся человек, который к красивой картинке добавил хоть какое-то содержание. Появился и смысл самого полёта (у Кубрика его просто не было), и настоящий злодей (не робот, а другой астронавт), и красивое научное обоснование финала. Да блин, даже робот у Нолана получился интересный, без этой красноглазой банальщины. Но для этого американской кинофантастике понадобилось лишние полвека развития.

Reply

swamp_lynx June 16 2020, 11:26:34 UTC
На мой взгляд, "Interstellar" какая-то претенциозная нудятина ни о чём. Впрочем, это относится ко всем фильмам Нолана. Пафос фильма Кубрика для подростков, согласен, но для кого "Interstellar" мне вообще непонятно.

Reply

leeuwis June 16 2020, 18:02:29 UTC
Что ж, рассеялась, стало быть, магия с возрастом.

Все-таки текст и кино - разные искусства. А этот фильм в особенности маловербализуем.

Reply

misha_makferson June 16 2020, 07:30:29 UTC
Знатоки американской фантастики меня поправят, но даже моих поверхностных знаний хватит чтобы сказать, что это не так. Азимов, Бредбери, Хайнлайн и тьмы других стартовали в 30-х, ранних 40-х. См. историю знаменитого журнала Astounding Science Fiction особенно в "золотую эпоху" Джона Кэмпбелла.

Reply

lexa June 16 2020, 08:44:52 UTC
Стартовали? Это типа что? Я вот стартовал в 1971 в роддоме города Новгорода. Будем с этого года отсчитывать русский киберпанк?

В 30-е годы, когда в России уже вышла куча НФ в книгах и даже в фильмах ("Космический рейс"), никакой американской НФ не было. Журнал, о котором вы говорите, в тридцатые годы публиковал и на обложке, и в внутри примерно одинаковые картинки - блонда с большими сиськами, фаллическая ракета и зелёный пришелец. Основным содержанием была бредятина типа Гамильтона и Хаббарда.

Только в 1939-м году туда начали подтягивать более-менее научную фантастику. Потому что только тогда появилась возможность догнать Европу: грамотные эмигранты толпой бежали в Штаты от войны и от Советов (как например сделали родители Азимова вместе с будущим "американским фантастом"). Такие люди и задавали планку. Но заработала эта планка всерьёз только после войны (Хайнлайна с его первым рассказом в 1939 году не знал никто - даже в Штатах).

Reply

misha_makferson June 16 2020, 09:01:11 UTC
> Журнал, о котором вы говорите, в тридцатые годы публиковал и на обложке, и в внутри примерно одинаковые картинки - блонда с большими сиськами, фаллическая ракета и зелёный пришелец.
Разумеется это не так.

Reply

lexa June 16 2020, 09:47:05 UTC
Ну погулите сами. Даже через 30 лет после романов Герберта Уэллса американская фантастика всё ещё выглядела как подростковые фентези:


Reply

lexa June 16 2020, 10:06:12 UTC
Ах да, в приведённом выше примере блонда отвернулась, и потому её молочные железы трудно оценить. Но в последующих выпусках журнала эта досадная ошибка исправлена:



Reply

igo_su June 20 2020, 06:36:14 UTC
Забавно. "Прокачивать" Это обком, что ли постановил, что бы научную фантастику внедрять в умы американцев? Как происходило прокачивание, чьим решением? Рання нашаи фантастика действительно читаема, но научного там мало, тот же Толстой это приключения, хоть и с добавкой большевизма. Но советская фантастика с 30 х и до Хрущева это параноидальный трэш.

Reply

lexa June 20 2020, 07:37:40 UTC
>Как происходило прокачивание, чьим решением?

Я дам вам пару ссылок для разминки. Но сразу предупреждаю - там всё написано языком того самого обкома, который постановил. По вашим комментам мне кажется, что вы не владеете этим языком. Однако попробуйте:

Was modern art a weapon of the CIA?
https://www.bbc.com/culture/article/20161004-was-modern-art-a-weapon-of-the-cia

CIA and the Cultural Cold War
https://en.wikipedia.org/wiki/CIA_and_the_Cultural_Cold_War

Это тексты про то, как ЦРУ прокачивало абстрактную живопись и музыку. Аналогичные материалы про фантастику найдите сами - это несложное задание для школьника.

Reply

igo_su June 20 2020, 22:47:20 UTC
Не беспокойтесь, язык мне знаком. Благодарю за ссылки. Интересно, особенно про современное искусства, Ротко и Луи Армстронга. Но думаю , что найти подобные статьи про внедрение научной фантастики в головы американцев будет посложнее.

Reply

lexa June 21 2020, 12:42:29 UTC
А вы поищите, там много интересного. Например, как Станислава Лема заманивали в Американскую ассоциацию фантастов. Как обиженный Филип Дик писал на Лема доносы в ФБР, где утверждал, что Лем - вообще не человек, а "целый комитет". Как Лема выгнали из той Ассоциации, но вместе с ним в знак протеста оттуда вышло еще несколько американских фантастов. Или например как Артур Кларк во второй части "Одиссеи" использовал имена советских диссидентов в качестве имён героев, и эта идеологическая провокация удалась на славу (роман перевели и опубликовали в России, после чего "полетели головы"). Ну и так далее. Это была настоящая война, а не просто развлекательные книжечки.

Reply


Leave a comment

Up