Еще соли на рану?

May 12, 2016 11:25

Я немного дополню ту картину, которая нарисована в тексте http://ivanov-petrov.livejournal.com/1984934.htmlRead more... )

sociology7, education2

Leave a comment

Comments 247

a_konst May 12 2016, 08:37:54 UTC
Однако, беглый взгляд на исторический опыт показывает, что на длительных дистанциях общества, интегрированные образованием, эффективнее.
То есть на индивидуальном уровне выгоднее специализация.
На уровне общества в целом, краткосрочно нужны хоть какие-то интеграционные институты, и религия пользуется спросом.
Но в масштабе полувека в выигрыше будут те страны (общества), которые сумеют наладить какие-то общественные механизмы для сохранения относительно высокой доли общего образования и низкой степени клерикализации
(ничего не имею против религии как мировоззрения, но как раз выполнение социальных функций обычно вредит религии,как мне кажется).

Reply

nil_0 May 12 2016, 13:49:07 UTC
"То есть на индивидуальном уровне выгоднее специализация."
Сомневаюсь, что узкая специализация выгодна даже на профессиональном уровне. При узкой специализации приходится слишком часто переучиваться, т.к. не хватает общих принципов.

Reply

a_konst May 12 2016, 13:57:24 UTC
В теории - да.
А на практике специализация образования растет, это явно видно, значит на это есть спрос.

Reply

nil_0 May 12 2016, 14:02:41 UTC
Так отдельному человеку узкая специализация тоже выгодна лишь на коротких временах.

Reply


grey_horse May 12 2016, 08:54:01 UTC
Мне кажется, договор возможен и между сторонами с существенно разной картиной мира. Процесс сложнее, надо прописывать больше тонкостей, которые между своими само собой разумеются, но принципиальных преград не усматриваю.

Reply

a_konst May 12 2016, 09:31:30 UTC
"договороспособность" внутри общества - это не только способность заключать письменные договоры купли-продажи или аренды. (хотя эта способность тоже требует некоторого образования сама по себе, очень трудно вести сделку с людьми другой культуры, до составления письменного договора дело может просто не дойти).

Это огромный пласт взаимодействий, по масштабу на порядки больше, чем количество официальных сделок и письменных договоров. И эти взаимодействия формально не фиксируются (некуда и некогда "прописывать условия", никто это не делает в реальной жизни в таких мелочах), но на жизнь влияют гораздо сильнее, чем те договоры, в которых "прописывают условия". Начиная от условности очереди в кассу в магазине или к врачу в поликлинике, взаимопонимания между водителями на дороге, и т.п.

Reply

grey_horse May 12 2016, 09:34:08 UTC
Да, конечно. Но и тут ничто не мешает буддисту, христианину и мусульманину стоять в общей очереди или разъехаться на перекрестке согласно ПДД.

Reply

a_konst May 12 2016, 09:39:35 UTC
Эта способность не зависит от того, какая именно у них религия. Эта способность зависит от их образования (сейчас). И я довольно часто вижу (хотя не могу сказать, что чаще, чем в 90х) людей, неспособных на это. Еще она может зависеть от уровня религиозности - но сейчас это слабо выражено, потому что сильно религиозных людей, у которых правила их веры действительно влияют на жизнь в быту, довольно мало.

Религия как социальный институт МОЖЕТ влиять на правила светского общежития, и она это делала веками. Я думаю даже, что на это могут влиять несколько религий одновременно в одном и том же обществе - если их рекомендации к практической жизни совместимы между собой (на уровне "вести себя грубо и невежливо - это плохо").
Но это влияние означает, что вообще влияние религий на общество становится выше.

Reply


klausnick May 12 2016, 08:54:09 UTC
Китайский с первого класса. Со второго тибетский.

Reply

ivanov_petrov May 13 2016, 10:44:31 UTC
Как пожелаете

Reply


wingover May 12 2016, 09:05:07 UTC
> А до того кто выполнял функцию этого объединения общества и обеспечения взаимного понимания его членов, основу аргументации и рационального принятия решений?

"- А что это ты, горец, так складно по-русски говоришь?

Чунка пожал плечами.

- Пушкин, армия, - сказал он и, подумав, добавил: - Ну, и базар, конечно."

Добавить сложно ) Образование-Пушкин, религия - плюс армия и ярмарки.

Reply

ivanov_petrov May 13 2016, 10:45:27 UTC
Тут речь о том, чтобы говорить по-русски. А я о других вещах.

Reply

wingover May 13 2016, 11:57:41 UTC
Да, кажется, понял. Передача и поддержание общего канона, портативной общей системы мер и весов.

Ну вот это как раз тот самый Пушкин. По мне, не самый худший вариант, при любом развитии техники.

Reply


buddha239 May 12 2016, 09:09:58 UTC
Вероятно, самым эффективным международным языком было бы эсперанто или что-нибудь вроде этого. Но для этого надо действительно всем договориться.

Reply

kodt_rsdn May 12 2016, 17:01:49 UTC
Эсперанто - это ревизия латыни. А чем плоха старая добрая латынь (ну, не считая того, что это мёртвый язык, которым пользуются только редкие ботаны)? У латыни-то корпус побольше, есть с чего начинать.

Reply

buddha239 May 12 2016, 17:34:08 UTC
Говорят, эсперанто изучать проще. Сам не пробовал, так что не имею мнения на эту тему.

Reply

macropisec May 13 2016, 17:45:14 UTC
Эсперанто можно выучить месяца за три до свободного владения. А латынь?

Reply


Leave a comment

Up