Понятность беседы просвещенному муму

Aug 13, 2015 10:59

Обсуждение у Шкробиуса показало (мне), что в ЖЖ практически никто не знает, что такое научный метод. Несколько человек понимают это, но это именно несколько человек. Подавляющее большинство, практически все - те, кто сейчас работает в науке и является ученым, те, кто когда-то был ученым, те, кто добился успехов в инженерии или программировании, ( Read more... )

science4

Leave a comment

platonicus August 13 2015, 10:48:34 UTC
Во-первых, отсутствие пробелов в образовании - это хорошо, кто бы спорил, но, увы, "не бывает". Сам ИП, пожалуй, ближе всех, кого я знаю, к энциклопедизму - но я совершенно уверен, что пробелы в образовании у него есть, и что он сам это с готовностью признает.

Во-вторых, вы вообще какую проблему решаете? Хозяин журнала пишет, что слова "наука", "личность", "вера" и "неверие" и проч. перестали быть общепонятными. Не то чтобы раньше все согласились бы с тем или иным их определением - но прежде, употребляя эти слова, люди говорили об одних и тех же сущностях, а сейчас нет. Сообщить каждому ответы из задачника - "это слово, дети, означает то-то и то-то" - просто не выход из положения. Эти понятия - из области того, что по-латыни называется humanitas и что предполагает строение, у-строение, по-строение личности. Тут написанные ответы не годятся.

Огрубленный пример: если кто прочтет и пушкинское "Я вас любил...", и "Камасутру", - это никак не даст ему понятия "любовь". Боюсь, что даже если добавить к этим двум источникам "Пир" Платона и послания ап. Павла, это тоже не поможет.

Reply

wtoroi August 13 2015, 15:50:15 UTC
слова "наука", "личность", "вера" и "неверие" и проч. перестали быть общепонятными. Не то чтобы раньше все согласились бы с тем или иным их определением - но прежде, употребляя эти слова, люди говорили об одних и тех же сущностях, а сейчас нет.

не знаю, оскорбит ли это вас лично, но вы говорите заведомую чепуху. вот ЭЛЕМЕНТАРНОЕ арифметическое действие, которое вы просто не хотите произвести, так по-строение личности и много прочих увлекательных российских дел:

Книга "Морфология истории", автор Любарский Г.
В России между отменой крепостного права и революцией прошло около полувека, и революция была действительно всемирно-катастрофической. Что это за срок - между отменой феодальных прав и революцией? Это время накопления культуры, это срок жизни тех самых непоротых поколений, которые такую культуру могут создавать. Бесправные люди не могут уважать чужие права. Сколько же лет в России не пороли? Дворян - с реформ матушки Екатерины; духовенство - с 1801, когда это сословие было освобождено от телесных наказаний. А телесные наказания крестьян в управах, солдат и матросов на службе прекратились только в конце XIX в. Есть хорошая поговорка - интеллигентом является тот, за кем не менее двух поколений интеллигентных предков. Иначе это всего лишь образованный человек.

ЕЩЕ РАЗ: где-то 90% русских людей слова "наука", "личность", "вера" и "неверие" могли в рот взять только между 1861м и 1917м. ПРОСТО НАДО УМЕТЬ СЧИТАТЬ. И ХОТЕТЬ.

Reply

mxposed August 14 2015, 13:53:51 UTC
Можете, пожалуйста, подробнее рассказать, почему вы считаете, что раньше вышеперечисленные слова люди (в некотором большинстве, видимо) понимали как одни и те же сущности, а сейчас по-другому?

Reply

platonicus August 14 2015, 14:08:09 UTC
Не очень понимаю вопрос. Откуда можно вообще знать про такие вещи? Потому что я читал достаточно всяких книжек, в том числе и тех, где люди спорят об этих самых сущностях. В таких случаях автор А считает, что автор В думает об этой сущности неверно, но ни разу я не видел, чтобы автор В вообще полагал под нею что-нибудь совсем иное. Если автор В называет-таки этим словом нечто не вполне ожидаемое, так в рамках авторской терминологии, которая эксплицитно вводится.

Но если вам угодно полагать, что ничего в этом отношении не изменилось, я, конечно, не могу вам помешать.

Reply

(The comment has been removed)

platonicus August 16 2015, 22:12:45 UTC
Ну да, ИП мог бы, наверное, вкратце изложить, что о любом из этих понятий писали разные умные люди. Но это решение совсем, совсем другого вопроса, согласитесь. Не о том, о чем в тексте говорится.

Reply

(The comment has been removed)

old_radist August 17 2015, 07:20:40 UTC
>> выдвигает тезис о необразованности окружающих... Надо правильно выбрать главнейшие понятия... добавить правила разговора

Если окружающие необразованны, невозможно выбрать главнейшие понятия в формате разговора.

Reply

(The comment has been removed)

old_radist August 17 2015, 07:57:05 UTC
И Вы правы. ))

>> Существует ли возможность выделить такие для того, чтобы человека, знающего их, считать образованным для начала общения с ним?

Разумеется существует!

Не существует другое - возможность начать общение с человеком с целью "образовать" его до уровня знающего эти базовые понятия.

Общение есть коммуникация типа peer-to-peer.
Базовое образование есть путь коммуникации типа broadcasting.

Reply


Leave a comment

Up