Обычно переводят с "Я", но, кажется, когда мысль есть, Я нет. Это соображение я попытался обыграть в заголовке. Придав форму модного положения, что всякие Я, субъект и проч. просто вымышленные персонажи, нейрокибернетика пытается обойтись без этого
Когда человек задумывается, легко заметить, что он перестает воспринимать многие вещи - скажем, то, что у него что-то побаливает, он отвлекается от многого. Если посмотреть внимательнее, получится, что как раз именно Я, субъекта - в момент мышления нет. Можно подумать о Я, но тогда собственное Я будет встроено в ряд других внешних предметов мысли. Так что именно вот Я в мышлении и не существует, а мир как интенция этого мышления очень даже.
Но ведь субъект мышления - это тоже не Я. Ни в каком виде - ни в качестве встроенном во внешнюю структуру во время обращения мысли на, ни в качестве совокупности расширенного ряда воспринимаемого при отсутствии направления мысли
( ... )
Мне представляется, что какой смысл вкладывал Декарт - весьма ясно, он же много написал, не одно изречение. Он не собирался играть в психологию, скорее, это ближе к риторическому сужддению - ему нужен был пункт, от которого можно отталкиваться, и мышление он имел в виду вполне обычное, родовой признак человека. Поэтому мое "возражение", конечно, бьет мимо - Декарту нет дела до истинных характеристик мышления, что в нем пропадает субъект - это совершенно посторонее для него качество. Но если брать аргумент Декарта всерьез и предметно - он "будет не прав", хоть это и анахронично
( ... )
Comments 40
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Cogitatio currit, ergo mundus stat.
Reply
Reply
Dum cogitatio (?) currit, mundus stat - "Пока мысль бежит - мир стоит".
Только с cogitatio я не уверена, наверняка есть слово лучше. Но mens не подходит - это скорее "ум" или "душа".
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment