Неосновательная гипотеза Я

Jun 02, 2015 21:19

мысль движется, значит, мир существует

Как это на латыни? У меня складывается что-то вроде
movet mens, est quod mundus est
впрочем, я ее не учил никогда

mots2

Leave a comment

Comments 40

chyyr June 2 2015, 18:27:30 UTC
Mens movet, ergo mundus est?

Reply

ivanov_petrov June 3 2015, 13:39:52 UTC
Спасибо.

Reply

tomcatkins June 3 2015, 15:12:32 UTC
это получается что-то вроде "ум побуждает, следовательно он - мир".

Reply

ivanov_petrov June 3 2015, 15:49:11 UTC
нда. нет, не тот смысл. беда

Reply


till_j June 2 2015, 18:35:37 UTC
Латыни я не обучен. Но "мир изменчив в пределах движения мысли".

Reply

ivanov_petrov June 3 2015, 13:40:34 UTC
боюсь, я пытался сказать совсем другое. Не про изменчивость мира, а про соотношение мысли и Я, субъекта

Reply


spaniel90100 June 2 2015, 18:45:40 UTC
Интересно, что по-латыни может получиться почти каламбур:

Cogitatio currit, ergo mundus stat.

Reply

ivanov_petrov June 3 2015, 13:41:21 UTC
не могу оценить, насколько это красиво по-латыни. но все равно здорово

Reply

spaniel90100 June 3 2015, 13:50:18 UTC
О, можно еще лучше:
Dum cogitatio (?) currit, mundus stat - "Пока мысль бежит - мир стоит".

Только с cogitatio я не уверена, наверняка есть слово лучше. Но mens не подходит - это скорее "ум" или "душа".

Reply


sergius_v_k June 2 2015, 18:58:04 UTC
Гипотеза о мире или о Я?

Reply

ivanov_petrov June 3 2015, 13:43:03 UTC
Обычно переводят с "Я", но, кажется, когда мысль есть, Я нет. Это соображение я попытался обыграть в заголовке. Придав форму модного положения, что всякие Я, субъект и проч. просто вымышленные персонажи, нейрокибернетика пытается обойтись без этого

Reply

sergius_v_k June 3 2015, 14:56:47 UTC
Да, сообразил.

Reply


decart June 2 2015, 19:31:56 UTC
А моя классическая формулировка "Cogito, ergo sum" чем не угодила?

Reply

ivanov_petrov June 3 2015, 13:44:44 UTC
Когда человек задумывается, легко заметить, что он перестает воспринимать многие вещи - скажем, то, что у него что-то побаливает, он отвлекается от многого. Если посмотреть внимательнее, получится, что как раз именно Я, субъекта - в момент мышления нет. Можно подумать о Я, но тогда собственное Я будет встроено в ряд других внешних предметов мысли. Так что именно вот Я в мышлении и не существует, а мир как интенция этого мышления очень даже.

Reply

elijah_svit June 3 2015, 15:16:08 UTC
Но ведь субъект мышления - это тоже не Я. Ни в каком виде - ни в качестве встроенном во внешнюю структуру во время обращения мысли на, ни в качестве совокупности расширенного ряда воспринимаемого при отсутствии направления мысли ( ... )

Reply

ivanov_petrov June 3 2015, 16:11:41 UTC
Мне представляется, что какой смысл вкладывал Декарт - весьма ясно, он же много написал, не одно изречение. Он не собирался играть в психологию, скорее, это ближе к риторическому сужддению - ему нужен был пункт, от которого можно отталкиваться, и мышление он имел в виду вполне обычное, родовой признак человека. Поэтому мое "возражение", конечно, бьет мимо - Декарту нет дела до истинных характеристик мышления, что в нем пропадает субъект - это совершенно посторонее для него качество. Но если брать аргумент Декарта всерьез и предметно - он "будет не прав", хоть это и анахронично ( ... )

Reply


Leave a comment

Up