Я кратко, без отступлений.
Или дерзайте, изведайте, боги, да все убедитесь:
Цепь золотую теперь же спустив от высокого неба,
Все до последнего бога и все до последней богини
Свесьтесь по ней; но совлечь не возможете с неба на землю
Зевса, строителя вышнего, сколько бы вы ни трудились!
Если же я, рассудивши за благо, повлечь возжелаю, -
С самой землею и с самым морем ее повлеку я
И моею десницею окрест вершины Олимпа
Цепь обовью; и вселенная вся на высоких повиснет -
Столько превыше богов и столько превыше я смертных!
Гомер, Илиада, 8
И, конечно
И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!
Быт.28:12-16
Потом, погодя, в Королевском обществе
«Такова взаимосвязь всех порядков творения: животных, разумных, естественных, искусственных; так что постижение одного из них подвигает нас к пониманию остальных. В этом и состоит главнейшая задача человеческого разума: проследить все звенья этой цепи, пока наш ум не откроет все ее секреты, а наши руки не повторят или не превзойдут ее труды. Вот что значит поистине повелевать миром: расположить все многообразие и все ранги вещей должным образом один за другим, дабы стоя на вершине, мы могли полностью охватить взором все, что находится ниже и заставить все это служить покою, миру и достатку человека»
Sprat, 1667.
Множество людей с самыми разными убеждениями уверены, что есть такая непрерывная цепь. Уж как ее называть - эволюция или лестница Иакова, мировое дерево или прогресс - это дело другое. Но считается, что от самых низших проявлений лежит ряд переходных форм, дотягивающийся до самых высоких пределов.
Переходное звено искали у низшей грани человеческого бытия. Что Лейбниц, что Локк были уверены, что существет множество нечувствительных переходов между обезьяной и человеком. Как и сейчас. "Дикари" участвуют в сценариях происхождения тех или иных человеческих черт вслед за "наблюдениями среди обезьян". Ищут и находят скелеты, рисунки, следы, и уже слышен голос неандертальца, который столь неуклюже выговаривает английские слова, и уже обезьяны практически молчаливые джентльмены.
Но я как раз наоборот интересуюсь. А у верхней грани?
Значит, религиозные граждане должны представить примеры промежуточного существования между человеком и ангелом. Есть ангелы среди нас? Вот среди нас, но не метафоры, в самом деле люди верхней грани.
Можно и нерелигиозные, что же они, лишенцы какие? В меру их разумения должны сверхчеловеков или там послечеловеков. Настоящих, не сардонических. Уж в чем и насколько они сверхчеловеки, это по мере каждого, но должны быть, да?
О ком так можно говорить? Конечно, не часто встречаются - так и всякие пережитки и следы прошлого не часты. Но есть. А следы будущего можно различить? Встречали таких? Людей верхней грани, людей будущего?