Мерсенн: мастер задавать вопросы

Sep 30, 2010 08:51

Я несколько раз пытался теоретизировать о том, как создается вменяемая среда для занятий наукой или для серьезных разговоров. В частности, говорил, что, к примеру, грубость, ругань и личные скорбления мешают - это отвлекает от содержания аргументов, уводит разговор в сторону и потому некая интеллигентность - просто прагматический навык. Однако это ( Read more... )

history6, books6, science4

Leave a comment

sergius_v_k September 30 2010, 09:20:41 UTC
То есть основной тон научной идеологии, который держится, пожалуй, и до сегодняшнего дня - создание иезуитов. - вот что очень важно было бы исследовать.

Reply

ivanov_petrov September 30 2010, 10:19:51 UTC
да, это интересно

Reply

sergius_v_k September 30 2010, 10:34:04 UTC
Например, метод Галилея похож на маятник: мысль (а, по сути, силы "я") колеблется от от сферы "нашего" ума (она не разделена на субъект и объект), где понятия и идеи существуют в возможности (там любые идеи, которые мыслили ранее и будут только подуманы в будущем), - к сфере наблюдения, где нужно найти конкретные идеи, воплощенные в данном явлении. Для этого надо подумать именно то, что мы видим. Мысль колеблется от одного к другому и обратно. Этот переход от существования в возможности к существованию в действительности (в разных смыслах) он формулировал с помощью диалогов. Иезутиская казуистика устроена иначе.

Reply

ivanov_petrov September 30 2010, 13:30:27 UTC
там говорится о настроении сдержанного скептицизма в познании, а не о какой-то конкретной познавательной схеме. Интересно, что именно это настроениеэ, столь модное по крайней мере с 19 века, считающееся таким прогрессивным - и есть придумка иезуитов. Коль это правда

Reply

sergius_v_k October 1 2010, 09:13:55 UTC
Да, но что это значит? Казуистика относилась к этике, в том смысле, что эта последняя трансформировалась в алгоритм оценки греха (в его особом понимании). Здесь нужна была сдержанность. Это подобие судебного расследования и вердикта. Типа: есть пять подозреваемых, но по уликам вор не установлен, что делать, кого наказывать, как найти компенсацию убытка? Или: эти моральные способности невиновны, а эти преступили правило, а эти неизвестно. Вывод: нужна сдержанность в неизвестном, мягкость в неукротимом и строгость в направлении "abc". Аналогичные процедуры можно было внедрить в научное рассуждение. Если речь об этом, то такое отношение не релевантно процедурам научного познания. Поэтому я написал, что то, что нашел как метод Галилей нельзя поместить в это прокрустово ложе.

Reply

ivanov_petrov October 1 2010, 15:11:46 UTC
мне кажется, речь совсем не об этом. Я вообще не понимаю, при чем тут сказанное. Я понял это как слова обыденного языка - ведь пишет современный автор, и слова о сдержанном сепсисе - написаны не паскалем каким, а вот сейчас, тем самым они значат то, что современный человек понимает и как он это употребляет. а в сказанном смысле - ни один человек сейчас не говорит.

Reply

sergius_v_k October 1 2010, 16:31:11 UTC
Если слова обыденного языка, это не историконаучная реконструкция. Он говорит прямо: казуистическая связка иезуитской этики и догматики

Reply

ivanov_petrov October 1 2010, 16:40:05 UTC
Катасонов В. Н. Метафизическая математика 17 в. М., 1993. С. 111-119, 128-132. = это ссылка 19 в тексте.
Увы, сам я ничего сказать не могу.

Reply

sergius_v_k October 2 2010, 09:18:21 UTC
Катасонов - автор крайне идеологический, впрочем, здесь важны только факты. Жаль, работы нет в сети.

Reply

ivanov_petrov October 2 2010, 12:34:32 UTC
"Другим большим ученым обществом, которое издавало исторические работы и которое конкурировало с Конгрегацией св. Мавра, было иезуитское общество. Иезуиты создали свою собственную историческую науку в интересах ордена. При этом они здесь шли на значительные уступки духу времени ( ... )

Reply

sergius_v_k October 2 2010, 13:23:37 UTC
В 1704 г. другой иезунт - Жермон вновь подверг критике всю традицию, которая основывалась на грамотах. Он объявил, что вся рукописная традиция может быть и подлинная, но испорчена переписчиками, которые так исказили все рукописи, имеющиеся в распоряжении ученых, что пользоваться ими невозможно. - Фоменко не на пустом месте возник.

Жаль, что о естествознании ничего.

Reply


Leave a comment

Up