Теозоология и словарь значений изображений и жестов

Oct 19, 2024 09:04

Это по сути словарь соответствий текстовых и изобразительных символов в христианской средневековой демонологии. Часть - описание животных, представленных на иконах и картинах с изображениями Сатаны и ада. Часть из них - образы Сатаны, другие - сопутствуют. Тут разные неожиданности - например, одно и то же животное в равной мере представляет и Сатану, и Христа: лев часто является образом дьявола, и столь же часто - образом Христа.
Не только животные: тут представления о дьяволе, о грехе, жесты, которыми обозначали дьявольское присутствие на картинах и т.п. То есть это расшифровка демонических образов. Начиная от самых обычных деталей (дьявол дан в прыжке, с поднятой ногой - неустойчивая поза противопоставлена обычной для фигур ангелов устойчивости, прочном стоянии на двух ногах) и до редкостей (крылья на заднице у одного из бесов): унаследованная от ангелов природа позволяет бесам быть крылатыми, но извращенная их натура приводит к расположению крыльев на ногах и на попе. И таких частных примеров с расшифровками - великое множество. Современники считывали далеко не всё, это им казалось чудесным и странным, но разобраться в сплетениях образов все же можно.

Махов А. Е.
Средневековый образ: между теологией и риторикой. Опыт толкования визуальной демонологии. -М.: Издательство Кулагиной-lntrаdа, 2011. -256 с.

Оставив нам огромный мир изображений, Средневековье далеко не всегда сопроводило их толкованием и «инструкцией по применению». Средневековые ма­стера не давали комментариев своим творениям - и если уже их современник, Бер­нар Клервоский, недоумевал, что делает здесь, в монастыре, «вся эта смешная чудо­вищность, эта странная безобразная красота, или прекрасное безобразие», то что говорить о нас?
Нам остается лишь догадываться, «что делает» в данном контексте то или иное изображение, что значат те или иные его черты (и значат ли они вообще что­ либо ). Выстраивая цепь таких догадок, мы исходили из гипотезы, что средневеко­вый образ аналогичен поэтическому повествованию (narratio poetica), которое, в свою очередь - в соответствии со средневековыми представлениями - распадается на теологическую и риторическую составляющие. Изображение - это богословский смысл под хитросплетенным риторическим покровом.
Соотнося элементы изображений с отдельными мотивами христианского мифа о падшем ангеле в его средневековом понимании, мы реконструировали в об­щих чертах визуальную версию этого мифа. Именно она и составляет то, что можно назвать теологией образа. Однако не все компоненты визуального образа можно истолковать как фигуры смыслов. Образ дьявола украшен (в средневековом пони­ мании этого слова) и сам служит украшением, и потому часть его составляющих являются фигурами не в богословском, а в риторическом смысле: они служат не цели теологического иносказания, но целям риторической комбинаторики, включаясь в игру изобразительных мотивов (добавлений, убавлений, перестановок, замен), которая и создает украшенность изображения.
Некоторые элементы изображения включены и в теологический, и в ритори­ческий план. Так, торчащие дыбом волосы на теологическом уровне являются фи­гурой гнева (или ужаса); но они могут включаться и в комбинаторную игру, приоб­ретая на риторическом уровне характер фигуры добавления или перестановки (если, например, рисунок этих волос зеркально-симметрично повторен в бороде или на­ бедренной повязке демона).
Для средневекового человека красота возникает лишь из «соединения проти­воположного» (Иоанн Скот Эригена), и потому демонические изображения - ее естественная и необходимая часть. Последующие эпохи этого уже не понимали, уничтожая, вымарывая, исчеркивая изображения демонов в храмах и рукописях, казавшиеся им избыточными: многие из приводимых нами изображений повреждены благочестивыми потомками, которые уже не мог л и разделить убеждение Эригены, что «Злобность нечистых духов» не оскверняет красоту храма, «но поистине ее преумножает».
И все же не будем забывать и о том, что выбранный нами пласт средневеко­вой образности не мыслился как самостоятельный: он получает смысл лишь как часть общей гармонии мира. Нет случайности в том, что многоголосная музыка как согласие разных голосов была изобретена именно в эпоху Средневековья, которая называла полифонию диафонией, разногласием. Визуальная культура Средневековья - это тоже многоголосие, и нам удалось проследить лишь за одним из голосов, составляющих эту зримую музыку
Previous post Next post
Up