Метемпсихоз у гностиков и орфиков

Sep 29, 2024 18:55

Сначала хотел написать про книгу: Стивен Хикс. Объясняя постмодернизм. 2011.
Это философская история постмодернизма. По мнению автора, постмодернизм - левый проект, разрушающий цивилизацию, разум, искусство и капитализм. Модернизм - это синоним просвещения, благое учение, принесшее людям науку, разум, добро и свободу с богатством. Создали модернизм Галилей, Декарт и Локк, потом им помог Милль. В основном модернизм, благое учение, создавался англичанами. А противником ему выступил злой постмодернизм, который есть контрмодернизм. Это антирационализм, он против науки, разума, истины и ведет к бедности и запустению.Модернизм начался вон когда, в XVII в., а постмодернизм начался с Канта. Кант - основоположник контрмодернизма, он усомнился в разуме и реальности. Дальше выясняется, что искони против благого модернизма выступали немцы. Потом к ним примкнули французы. История постмодернизма - это вся великая немецкая философия. Потом примкнувшая к ней французская философия. Потом туда же примкнули американцы. И лишь Британия стоит как гордый и могучий утес... То есть нет. Не вся Британия. Британцы тоже поддались, там тоже постмодернизм. Получается, только автор стоит против волн античеловеческого учения. Обличаются левые, которые бросили марксизм и подались в постмодернизм, осуждаются все эти зеленые феминистки, игры с гендером, безобразия в искусстве, противные каждому человеку. Книга выступает за науку, разум, богатство, индивидуализм и свободу, а весь мир - противник ее автора, что досадно.

Подумал и решил не писать про эту книгу. Нашлась занятная статья. Там разбираются взгляды орфиков примерно -V-IV вв. А потом взгляды гностиков III-V вв. Получается, что гностики, то есть по сути - интеллектуализирующая ветвь раннего христианства - была очень похожа на орфиков. Орфики же (и гностики) весьма похожи на то, что можно видеть где-нибудь в Древней Индии. Вера в метемпсихоз и отрицательное отношение к перерождениям - это же основа буддизма. До того, как добрые христиане уничтожили все, что могли от гностиков, интересно посмотреть на реконструкции автора

Васильев. Орфизм и гностицизм


Платон несколько раз ссылается на «сокровенное учение» («Федон», 62b), восходящее к Орфею («Кратил», 400с), согласно которому душа заключена в темницу тела в наказание за какое-то преступление и это будет продолжаться, пока она не оплатит долги.
«Некоторые говорят, что тело (σωμα) - могила (σημα) души, поскольку, мол, в настоящее время она [в нем] похоронена… И все же наиболее вероятным мне представляется, что это имя установили Орфей и иже с ним в том смысле, что душа несет наказание за свои преступления, а тело служит ей оградой наподобие тюрьмы, чтобы она сохранялась (σωζηται). Таким образом, оно оказывается для души - до тех нор пока она не заплатит долгов - именно тем, чем называется, - «хранилищем» (σωμα), и не следует менять ни одной буквы.
(Платон. Кратил, 400с). Ср.: Филолай 44 В 14: «Свидетельствуют древние богословы и прорицатели, что в наказание за некие преступления душа…похоронена в нем [теле], словно в могиле» (фрагмент 3(8)).
Природа греха и обстоятельства, при которых душа становится ответственной за него, остаются неясными. Однако, у ученика Платона Ксенократа имеется указание на то, что ее заключение в темницу тела является «титаническим», т.е., связано с преступлением титанов, убивших богомладенца Диониса (Олимпиодор, in Phaed. 84, 22).
После смерти душа человека отправляется в Аид. Здесь души непосвященных в орфические таинства ожидают разного рода мучения и ужасы (Платон. «Государство» II, 364е). Подобно свиньям, они будут лежать в грязи («Государство» II, 363с-е, «Федон», 69с) и страдать от невыполнимых желаний, что сравнивается с попытками наполнить дырявую бочку водой при помощи решета («Горгий», 493а-с).
Прокл цитирует поэтическое произведение, приписанное Орфею, согласно которому тех, кто вел праведную жизнь после смерти «судьба ожидает помягче» - они будут пребывать «на красивом лугу, у глубоких вод Ахеронта». Что касается творивших беззакония, то их «бесчинных, низводят вниз под равнину Кокита» (Прокл, фрагмент 222).
Но и те, и другие не вечно будут пребывать в «леденящем Тартаре». Пройдя суды и испытания, которые длятся 300 лет, души возвращаются в материальный мир:
«Согласно Орфею, души возвращаются к рождению из подземных мест и тамошних судилищ через триста лет, он также считает три сотни символом полного периода очищения человеческих душ» (Прокл, фрагмент 231).
Вселение душ в тела после периодов очищения происходит многократно, при этом душа может вселиться не только в тело человека мужчины или женщины, но также в животного:
«После мифического суда над Титанами и рождения от них этих смертных существ [Орфей] говорит, во-первых, что души сменяют жизни через определенные периоды времени и многократно вселяются в различные человеческие тела:
(a) Одни и те же отцами и сыновьями в чертогах, Лепыми женами, и матерями, и дочерями [Снова] родятся на свет, меж собой меняясь рожденьем.
В этих стихах он учит о переселении из одних человеческих тел в другие… во-вторых, о том, что возможно переселение человеческих душ и в других животных, Орфей тоже учит в ясных выражениях, когда говорит:
(b) Вот почему по кругу времен душа человеков Поочередно в животных вселяется иногде в разных:
То родится конем, а то *** То [родится] овцой, то птицею с виду ужасной, (5) А иногда и с собачьим телом, и с голосом низким, Хладных породою змей ползет по земле она дивной» (Прокл, фрагмент 224).
Метемпсихоз в орфическом учении носит исключительно негативный характер. Круг перерождений прямо отождествляется со «злом» (Прокл, фрагмент 229, Симпликий, фрагмент 230), «тяжкими трудами и нескончаемой болью» (Олимпиодор, фрагмент 232).
«[Души] привязаны воздающим всем по заслугам богом-демиургом к колесу судьбы и рождения, от которого, согласно Орфею, невозможно освободиться, если не умилостивить тех богов, «коим приказ от Зевса / Отвязать от круга и дать от зла передышку» человеческим душам» (Симпликий, фрагмент 230).
Но иной путь у немногочисленных посвященных в таинства, то есть у тех, кто прошел специальные обряды (teletai), вел «орфическую» жизнь (включающую в себя очищение, воздержание и аскезу) и главное получил особое инициатическое знание космологического и эсхатологического порядка. Такие души могут избавиться от титанического элемента и стать bakhos - т.е. отождествиться с божественным дионисийским началом7. Достижение этого тождества позволяет им вырваться за пределы круга перерождений и очищений в Тартаре - «многострадального, мучительного круга», как он назван в стихотворных строках на золотой табличке из Фурии, которая датируется IV до н.э.
Знал об этом учении и Платон, вложивший в уста Сократа следующие слова: «И быть может, те, кому мы обязаны учреждением таинств, были не так уж просты, но на самом деле еще в древности приоткрыли в намеке, что сошедший в Аид непосвященным будет лежать в грязи, а очистившиеся и принявшие посвящение, отойдя в Аид, поселятся среди богов. Да, ибо, как говорят те, кто сведущ в таинствах, «много тирсоносцев, да мало вакхантов» («Федон» 69 c-d).
Прокл сохранил фрагмент древней молитвы, которую читали посвящаемые в орфические таинства Диониса и Коры - Персефоны. Они просили:
«Кругу конец положить и от зла вздохнуть с облегченьем».
(Прокл, фрагмент 229).
Орфическая книга мертвых Существенно дополняют наши знания об орфической эсхатологии золотые таблички с краткими поэтическими текстами о посмертном странствии души. Их находили в захоронениях Южной Италии, Македонии, Фессалии, Крита, которые датируются V-III векам до н.э. В табличке из Фурии (Южная Италия, около 300 года до РХ) содержится следующий текст:
«Как только душа покинет свет Солнца, Иди направо, тщательно остерегаясь всего.
Радуйся, испытав испытанное, прежде ты не испытывал этого никогда.
Ты стал богом из человека. Ты - козленок - упал в молоко.
Радуйся! Радуйся! Ступай направо По священным лугам и рощам Ферсефонейи».
В другой (Рим, середина III века до РХ) читаем:
«Они приходит чистая из чистых, о царица преисподних.
Эвклей и Эвбулей - славное дитя Зевса! - «Я имею Этот дар Мнемосины, воспетый у людей».
- «Цецилия Секундина, приходи! Ты стала богиней по закону»8.
Возможно, что тексты с золотых пластинок - это отрывки из поэтического «путеводителя» по загробному царству, сравнимого с египетской или тибетской «Книгами мертвых»9. В пользу этой гипотезы свидетельствует амфора живописца Ганимеда (Basel S 40, около 325 г. до н.э.), где пожилой мужчина изображен сидящим на откидном стуле в строении похожем на храм и одновременно на гробницу. Старец держит свиток, в то время как Орфей в танцующей позе играет перед ним на кифаре. Орфею приписывали составление поэмы «Нисхождение в Аид», в которой, как полагают, содержалось раскрытие тайн о посмертной участи души10. Сюжет на амфоре заставляет предполагать, что, готовясь к путешествию в иной мир, мужчина берет с собой в могилу папирус с этим или похожим на него «священным словом».
На роль Орфея как проводника в царстве мертвых указывает изображение на кратере из Британского музея (F 270). Здесь певец, стоящий около высокого дерева, сдерживает адского пса Цербера и предлагает свою лиру юноше, которого ведут к герме, очевидно означающей границу Аида.
Christoph Riedweg попробовал сопоставить фрагменты с золотых табличек, которых в настоящий момент известно несколько десятков, с целью реконструировать изначальный текст орфической «Книги мертвых»11. По мнению исследователя, посмертное путешествие состоит из шести последовательных стадий:
1. Смерть и катабасис души. Эта сцена передается фразами: «Как только душа покинет свет Солнца» и «Когда придет время умирать…».
2. Топография царства мертвых и дворец Гадеса. Два источника, первое испытание: не утолять жажду из первого источника, беседа со стражами около второго источника, путь, которым идут посвященные.
3. Встреча с Персефоной и другими богами. Посвященный рассказывает богине о себе, о своей принадлежности к небесному роду, о своем падении и освобождении.
4. Обмен паролями. Обмен паролями со стражами, последнее испытание, прежде чем мист пойдет по «священным лугам и рощам».

5. Почести, которых удостаиваются блаженные.
6. Увещевание посвящённому запомнить то, что ему сказано.
1.
Как только душа (ψυχὴ) покинет свет Солнца […] 2.
[…] Ты пойдешь в хорошо сделанный дом Аида. Справа - источник.
Рядом с ним стоит белый кипарис.
Здесь охлаждаются спускающиеся души мертвых.
К этому источнику даже близко не подходи.
Дальше ты найдешь текущую из озера Мнемосины Холодную воду. Над ней - стражи, Которые спросят тебя проницательно:
«Что ищешь ты во мраке губительного Аида?» «Зачем ты пришел и чего тебе надо»?
Ты же объяви им всю правду.
Скажи: «Я дитя Земли (Γης) и звездного Неба (Ουρανου), Но род мой небесный (γένος οὐράνιον), об этом вы знаете и сами.
Я иссох от жажды и погибаю - так дайте же мне скорей Холодной воды, текущей из озера Мнемосины».
И они сжалятся над тобой, повинуясь подземной царице.
И дадут тебе пить из озера Мнемосины.
И ты пойдешь по многолюдной священной дороге, По которой идут и другие славные вакханты и мисты (μύσται καὶ βάχχοι).
3.
Скажи Ферсефонейе, что Вакх освободил тебя.
«Приветствую вас Плутон и Персефона!
Я прихожу чистый из чистых, о царица преисподних (χθονίων βασίλεια).
Эвклей, Эвбулей и другие бессмертные боги!
Ибо я тоже горжусь происхождением от вашего счастливого рода (γένος), Но Мойра сразила меня и Громовержец (?) - перуном.
Я понес возмездие за дела отнюдь не праведные, Я вырвался из многострадального, мучительного круга.
Словно быстроногий бегун, я достиг вожделенного венца (στεφάνο‹υ›).
Я погрузился в лоно Владычицы Подземной Царицы.
Я прихожу с мольбой к чистой Ферсефонейе, Чтобы она благосклонно направила меня к чистым лугам».

Душа посвященного просит у стражей дать ей испить из озера Памяти (Мнемосины). Тем самым она удостоверяет, что не пила из другого источника. Название этого источника, к которому посвященному запрещается даже близко подходить, не упоминается в текстах золотых пластинок, но можно сделать вывод, что это источник Леты - Забвения. Согласно классической греческой религии, души мертвых забывают о своей жизни на земле и ведут безрадостное существование в глубинах подземного царства. То есть мертвые это те, кто потерял память. Ср. Еккл. 9:5: «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению».
Впоследствии в связи с распространением учения о круговращении душ мифология памяти и забвения меняется. Назначение Леты становится прямо противоположным: ее воды больше не принимают душу, покинувшую тело, дабы заставить ее забыть о земном существовании.
Напротив, испив из источника забвения («глоток забвения и зла»: Платон. «Федр», 248с), душа забывает о небесном мире, открывшимся ей после смерти тела, о своем божественном происхождении и возвращается на землю для нового воплощения в «мучительном круге» смерти и рождения.
И ты пойдешь по многолюдной священной дороге, По которой идут и другие славные вакханты и мисты Вакханты и мисты - посвященные в орфико-дионисийские таинства.
Скажи Ферсефонейе, что Вакх освободил тебя.
Дионис - Вакх - сын Коры-Персефоны. Посвященный указывает на свое приобщение к дионисийской природе и таким образом становится сыном богини «Эвклей, Эвбулей и другие бессмертные боги!»

В гностических текстах много идей и образов, имеющих прямые параллели с учением орфиков. Здесь приведены лишь некоторые, наиболее яркие из них.
Негативная оценка круговращения души Немало указаний на то, что гностики разделяли учение о метемпсихозе, сохранилось как в отчетах ересиологов, так и в оригинальных гностических текстах. Пожалуй, одно из самых ранних свидетельств связано с изложением в антигностическом трактате Иринея Лионского «Против ересей» учения Симона Мага (I, 23, 2-3). Его можно считать архетипом мифа о Софии, рассказывает о Божественной Мысли, ниспадшей в материю:
«Мысль была удержана порожденными ею властями и ангелами и терпела от них всякое бесчестие, так что она не возвратилась к своему отцу и даже была заключена в человеческое тело, и по временам, как бы из сосуда в сосуд, переходит из одного женского тела в другое.
Она была в той Елене, из-за которой произошла Троянская война… Странствуя из тела в тело, терпя от сего всегда бесчестие, она наконец отдалась в развратный дом; она-то и есть погибшая овца».
Другой гностический ересиарх Василид, проповедовавший в Александрии около 125-135 гг. и составивший 24 книги толкований на Евангелие, в своей экзегезе новозаветных текстов прибегал к учению о метемпсихозе, которое он разделял: «По Василиду получается, что душа согрешила в предыдущей жизни, поэтому страдает здесь», - свидетельствовал Климент Александрийский (Clemens, Strom. IV 83.2).
«Последователи Василида считают, что высказывание: «Бог карает непослушных в третьем и четвертом колене» свидетельствует о перевоплощении душ», - отмечал он в другом месте («Извлечения из Теодота» Климента Александрийского, 28).
Маркион, Валентин и Карпократ также верили в круговращение душ:
(Маркион) думает, что душа и в людях, и в животных одна и та же, как это напрасно принимается многими заблудшими ересями. Так, Валентин, и Колорвас, также все гностики и манихеи утверждают, что есть переселение душ, и переселения души людей не имущих ведения, как говорят сии еретики…из одних тел в другие. О сих-то душах они утверждают, что они возвращаются и переселяются в тела каждого из животных, пока душа достигнет ведения. И таким образом очистившись, и отрешившись, переселится в небесные области»

(Епифаний. Панарион. 42, 12. См. также Irenaeus, Adv. Haer. I 25, 4 о метемпсихозе у карпократиан).
Лучше понять суть гностического учения о метемпсихозе помогают оригинальные гностические тексты. В «Откровении Павла» душа, осужденная за грехи: «посмотрела вниз в скорби. И затем она посмотрела наверх. Они бросили ее вниз. Душа, которую они бросили вниз, [вошла] в тело, которое было уготовано для нее».
В «Апокрифе Иоанна» круговращение - удел тех душ, которые не обрели гнозиса:
«Я же сказал: «(О) Христос, те, которые не познали всего, каковы их души и куда они пойдут?».
Сказал Он мне: «Эти - подражающий дух возобладал над ними, когда они оступились, и таким образом он отягощает их душу, и влечет ее к делам зла, и приводит ее таким образом к забытью. После того, как она сбросит одеяние (тела), он предает ее Властям, которые были созданы Архонтом, и снова они бросают их (т.е. души) в оковы (тела), и вращаются с ними (в мире), пока они не спасутся от забытья и пока она (т.е. душа) не получит знание таким образом, и не станет совершенной, и не спасется».
(Ср. также свидетельство Епифания о том, что перерождению в материальном мире подвергаются души тех, кто не получил гнозис: «Душа, исходя отсюда, проходит чрез этих князей и не может пройти, если не будет сколько-нибудь в полноте ведения или, лучше сказать, сего осуждения, и, исполненная ям, не избежит из рук князей и властей. А князь, обладающий сим миром, змеевиден (δρακοντοειδῆ); он поглощает души, не причастные гносиса, и хвостом опять возвращает в мир, а здесь в свиней и в других животных души сии снова возносятся» (Панарион, 26, 10,6).
В «Пистис Софии» посмертной участи души, не постигшей спасительного знания, ее мытарствам и перевоплощению посвящено более десятка глав.
Стражи и «пароли» Также как в орфической «Книге мертвых», в гностических текстах душа после смерти физического тела сталкивается со стражами, которые называются «сборщиками податей» (Откровение Павла, Первое Откровение Иакова). Чтобы пройти их, она должна предъявить им особые знаки или пароли, доказывающие ее происхождение из божественного рода и получение инициации при жизни. Одним из наиболее ранних примеров беседы души с космическими архонтами может служить 50-я логия Евангелия от Фомы:
Иисус сказал: Если вам говорят: Откуда вы произошли? - скажите им: Мы пришли от света, от места, где свет произошел от самого себя и <стоял> в Покое. И он отразился в их образе.
Если вам говорят: Кто вы? - скажите: Мы Его дети, и мы избранные Отца живого. Если вас спрашивают: Каков знак вашего Отца, который в вас? - скажите им: Это движение и Покой.
В «Первом Откровении Иакова» Спаситель передает Иакову тайное знание о посмертных мытарствах души: - Иаков, вот, Я открою тебе твое избавление, если они схватят тебя, и ты пострадаешь.
Многие вооружатся против тебя, чтобы схватить тебя. И более того - трое из них схватят тебя, те, кто сидит (там), - мытари - не только собирая подать, но иные души, забирая хищением. Итак, если ты придешь к ним, один из них - страж - скажет тебе:
«Кто ты», или: «Откуда ты?».
Ты же скажешь ему: «Я - Сын, и я - от Отца.
Он скажет тебе: «Чей ты Сын и какого Отца?» Ты ответишь ему: «Я - от Отца [Предвечного], и Сын в Предвечном».
Он скажет тебе: [С чем ты пришел?], ты скажешь ему [Я пришел по повелению Предвечного Отца], чтобы я смог [увидеть тех, кто наши, и стал чужими]».

[И он скажете тебе: «И какого рода [34] эти] чужие?» Ты же скажешь ему: «-Эти не чуждые вообще, но они - от Ахамот, которая женщина. И тех, кого она сотворила, она унесла этот род вниз от Предвечного. Итак, это не чуждые, но наши. Наши же, ибо господствующая над ними - от Предвечного. Чуждые же потому, что Предвечный не согласился с ней, и тогда она сотворила их».
Когда он также скажет тебе: «Куда ты пойдешь?», ты ответишь ему: «В место, из которого я вышел, я вернусь в него».
И если ты скажешь это, ты избежишь их вражды.
Тема прохождения душой испытаний перед космическими властями является основной в «Евангелии от Марии».

В противоположность «воде жизни» - «вода забвения» - творение архонтов, которую космические мироправители дают пить людям, чтобы они забыли свои происхождение:
«И он дал им испить воду забвения, от протоархонта, дабы они не могли узнать, откуда они». (Апокриф Иоанна - пространная версия).
В «Пистис Софии» говорится о том, что архонты дают испить из «сосуда забвения» душе перед воплощением в материальное тело и тот становится «подражающим духом», ведущим человека по пути неведения:
«Ответил Спаситель, сказал Он Марии: «Они не сходят в мир таким образом, но Архонты Имармены - когда старая душа должна быть ниспослана ими (в тело), Архонты той великой Имармены, эти, которые в местах главы Эонов, то есть то место, которое называется «место царства Адамаса», и то место - оно то, которое перед Девой Света, Архонты того «места главы» дают старой душе сосуд забвения из семени зла, полный всяческих разных страстей и всяческих забвений, и в тот час, когда та душа выпьет из сосуда, она забывает все места, в которые приходила, и все муки, в которые она входила, и тот сосуд воды забвения становится телом вне души, и становится подобным душе во всем образе, и уподобляется ей, этот, который называется «подражающий дух». Если же это новая душа, которая создана из пота Архонтов, и из слез их глаз, или же из дыхания их рта, словом, если это одна из новых душ или одна из душ такого рода, (то) если это из пота, пять великих Архонтов великой Имармены забирают пот всех Архонтов их Эонов, и замешивают их все вместе разом, и разделяют его и делают его душой, или же, если это осадок очищения света, Мелхиседек отбирает его у Архонтов. Пять великих Архонтов великой Имармены замешивают осадок все вместе, и разделяют его, и делают его душами, чтобы каждый из Архонтов Эонов, чтобы каждый из них поместил свою долю в душу. Поэтому они замешивают их все вместе, чтобы они все получили от души. И пять великих Архонтов, когда они разделят их и сделают их душой, они выносят их из пота Архонтов. Если же это (душа) из осадка очищения света, Мелхиседек, великий Восприемник света, отбирает ее у Архонтов.
Или же если это (души) из слез их глаз или из дыхания их рта, словом, из душ такого рода, если пять Архонтов разделят их и сделают их душами, или же если это старая душа, Архонт сам, этот, который находится во главе Эонов, замешивает сосуд забвения семени зла и смешивает его с каждой из новых душ во время, когда он находится в месте главы. И тот сосуд забвения становится подражающим духом той души» (Пистис София, глава 131).

Заключение
Расцвет гностических учений пришелся на II-IV вв. нашей эры. Орфические мистерии пришли в упадок за нескольких столетий до этого. Поэтому здесь вряд ли здесь можно применить теорию заимствований. Тем более, что такие мотивы как «жажда души» или «встреча со стражами» встречаются и в древнеегипетских погребальных тестах13. Возможно, что здесь мы имеем пример общности визионерского опыта, равно как и практики «тысячелетнего осмысления экстазов, видений и экзальтации, сновидческих похождений и воображаемых путешествий»14. Для описания этих откровений гностики пытались создать универсальный метаязык на основе синтеза различных традиций15, что нашло непосредственное отражение в гностических текстах.

Андрей Васильев, 2014-2018 © https://skifos.wordpress.com
Previous post Next post
Up