Современная русская культура

Aug 30, 2024 11:46

Мне было интересно понять - что это. Имеется безумное количество вариантов - как следовало бы понимать эту культуру. Кто-то отчаянно говорит, что ее нету, кончилась. Кто-то уверен в расцвете. Кто-то мыслит лишь культуру до 1917 г., и современная - это то, что от нее осталось. Кто-то думает о религиозной культуре - уж насколько она есть. В общем, ( Read more... )

culture2, art3

Leave a comment

konstantinovf August 30 2024, 14:42:30 UTC
Как мне нравится современная русская культура.
Разумеется, нельзя говорить о ней, как о едином объекте, всегда она и была и будет собранием меньших культур, иногда культурок.
Каждая имеет свое, пусть иногда и скудное, богатство, слова, поступки, системы опознования свой-чужой.
Какое наслаждение, уметь скользить между этими нитями.
То и дело одна нота становится превалирующей, выпячивает себя, говорит, что отменила другие.
Те, что я застал в зрелом возрасте, культура колбасы и джинсов, вторая- рвачества, когда мальчики мечтают стать бандитами, а девочки проститутками, и третья- назовем ее русско-либеральная.
Ни к русским, ни к либералам отношения не имеет, просто педерасты (в плохом смысле этого слова), украли, даже лучше приватизировали, что за ублюдок в русском языке, слова.
К слову, она никак не современна, по крайней мере, видна в музеях на картинах, где разбойники-горцы изображены благородными личностями, а русские солдаты тупой безликой силой, давящей их свободу. К счастью, есть Верещагин, некогда давший ответ этим "русским либералам".
Ни одна из помянутых культур мне не импонировала, современная, пусть и не устоявшаяся, культура долга и служения, на мой взгляд, лучше.
Надеюсь, она выразит себя в литературе, кино и пр. (уже есть первые артефакты), если нет, то и безразлично, культура Рима не в книгах и статуях, а в том, что после проигранной битвы при Каннах было мгновенно набрано новое войско.

Reply

vassisualyi August 31 2024, 18:23:06 UTC

Разделение, расколотость современной культуры - беда общая, культура это литература, музыка, кино, клумбы у дома и сорта хлеба в ближайшем магазине, всё вместе и всё влияющее друг на друга. Можно говорить о целостности советской культуры, но современная культура это осколки, в основном советские, но иногда что-то из 19го века долетает. Есть люди которые пытаются как-то соединить всё в что-то целое но их зовут "скрепниками" или как-то так и презирают. Для человека без культуры намного проще жить без этой требовательной целостности.

Reply

konstantinovf August 31 2024, 20:09:06 UTC
Согласен с диагнозом, но не могу разделить его оценку.
Разноименнсть составляющих общей культуры, полагаю, ее естественным состоянием.
Одновременно сосуществует поэзия Пушкина, народная песня и теремный жаргон, а также связанные с ними знаки, отсылки и намеки.
Советская власть, привела культуру к единству, пожалуй, насколько это было возможно.
Нам, родившемся и выросшим в этой уникальной среде, она кажется единственно нормальной, но, увы, это не так. Отзвук величайшего эксперимента, как всегда, разбитого несовершенством или, напротив, совершенством человеческой породы.
В моем видении, то что Вы назвали осколками, скорее разнотравье в поле, где сорняки живут наиболее вольготно, но находяится место и ромашке и доннику и клеверу.
Не поймите привратно. Пусть расцветают все цветы-никак не моя позиция. Напротив, это не значит, что не следует изничтожать борщевик, даже если он и его почитатели, называет себя "самым лучшим и талантливым".
Однако, если желательно получать на поле монокультуру, придется и получать права на трактор и пахать и сеять и уничтожать сорняки.
Хотя, даже если засадить несколько гектаров фацелией, пара сорняков, нет, нет да выглянет.

P.S. Хочу поделиться. Неожиданный повод для гордости. Два часа назад меня с пасеки подвозил очень интересный мужчина.
Обсуждали эффективность полей и он мне указал на одно, что проезжали рядом с его домом, сказав, что не понимает, кто его засеял. Мол, поле было очень красиво и его сын неоднократно просил остановиться, чтобы посмотреть, как оно цветет и ходил туда сам. По его словам, он и сам и его соседи любовались.
Не стал скромничать и признался в своем авторстве. Цветущая фацелия и правда,
чрезвычайно красива и на вид и запахом.
P.P.S. Все сорняки посадил, то есть, конечно, уничтожил.))

Reply

vassisualyi August 31 2024, 21:17:28 UTC

У многообразия культуры есть некоторая общая основа. В случае русских - это русская православная церковь, например, то что мне не нравится в русской культуре - отношение к преступникам как к "несчастненьким" - тоже растёт оттуда. Если такой основы нет каждый из осколков будет жить сам по себе какое-то время и затем исчезнет не оставив ничего после себя.

Один из самых печальных примеров - уничтожение японской культуры в 20м веке. Тоже всё рассыпалось на осколки и уже не собралось.

Reply

konstantinovf September 2 2024, 13:18:37 UTC

Прощу прощения за поздний ответ.

Сразу обращу внимание, возможно речь просто об особенностях словоупотребления, термин "осколки" лично у меня, вызывает коннотации, подразумевающие, что некогда существовал целый объект и он необратимо или, по крайней мере, очень существенно повреждён.

Полагаю, что в русской культуре такого объекта никогда не было, соответственно, "осколки" сбивают с толка.

Если говорить о высокой аристократической культуре России, очень огрублено ее можно сравнить с высокой японской, то она действительно, как и японская, прекратила бытие, но еще в 19 веке. К счастью, она оставила множество артефактов, что были весьма органично использованы и серебряным веком и советской культурой, что вырастила много интересного и самобытного.

В чем согласен с Вами, а кажется не разделяю Ваше мнение лишь по использованию одного термина, в неприятии последствий влияния РПЦ на культуру. Современные религии многообразны, но, на мой взгляд, помимо ислама и некоторых ветвей протестантизма, они лишены той доли активизма и сосредоточенности на преобразовании этого мира, что необходимы современной идеологии, чтобы привести скелетированное ей общество к победе, преодолению себя и конкурентов - Pax Ruthenia.

Reply

vassisualyi September 2 2024, 15:20:40 UTC

Мне кажется, что религия не может выступать в роли идеологии, это плохо прежде всего для религии - у них разные задачи и разные масштабы на которых они оперируют, религия имеет дело с намного большими временными рамками чем идеология и в то же время оперирует на меньших масштабах - до каждого человека. Конечно, культура не может быть свободна от идеологии но идеология скорее вредит культуре, сужая её кругозор. В России, по-моему, роль идеологии играла литература - до тех пор пока идеология не подмяла под себя всё.

Я думаю, Вы ошибаетесь - целостная русская культура существовала до петровских времён, была разгромлена, ушла в подполье и затем, через сотню лет появилась та аристократическая русская культура которую Вы описываете - непонятная и чуждая народу, взаимное притирание аристократической и народной культур заняло ещё лет 100 и завершилось с революцией. К сожалению, здесь вмешалась идеология, сначала одна, затем, с 90х - другая, не менее разрушительная. В результате культура так и осталась разбитой, разделённой на две основные части - русская православная культура (музыка, литература) и советский позитивизм (наука, литература). Иногда они странно сосуществуют - Свиридов, например. Попытки их слить пока ни к чему хорошему не привели. А, и, конечно, существет треть часть - западничество, громкое, наглое, чужое и крайне идеологизированное, но при всем шуме его влияние поверхностно и проходяще.

Reply

konstantinovf September 2 2024, 17:52:32 UTC

/Мне кажется, что религия не может выступать в роли идеологии, это плохо прежде всего для религии - у них разные задачи/

Если говорить о сейчас, отчасти соглашусь с Вами, но ведь сравнительно недавно религия содержала весь свод верных моделей и уголовное право и диетологию, и пособия по сексуальной и семейной жизни и, разумеется, идеологию. Кто имел наибольшие ресурсы и главное - лучшую идеологию, тот и оставался в веках, кто похуже:

"-Знаете про племя локров?

- Нет, не слышал.

- А ведь здесь такое жило.

- И что с ними случилось?

- Мы"

/Я думаю, Вы ошибаетесь - целостная русская культура существовала до петровских времён, была разгромлена, ушла в подполье и затем, через сотню лет появилась та аристократическая русская культура которую Вы описываете - непонятная и чуждая народу/

Допускаю, что Вы правы, но во-первых это будет анормальное явление - единая культура в иерархичном обществе ,во- вторых, никаких доказательств ее наличия не существует ; в -третьих, выводить ее как прародителя русской аристократической культуры, чей генезис, в принципе, известен и она действительно восходит к допетровским временам , но, опять же, как культура аристократическая ,которую, на мой взгляд, вполне разумно пытался уничтожить Иван Грозный, затем ее ответ- Смута и, в конце концов, ее изменение. Опять же, не до конца, именно русская аристократическая культура верности своим интересам, один из виновников крушения Российской империи.

В сторону, как не забавно, но именно украина сейчас ближе к старой русской аристократической культуре, нежели мы.

Полагаю очевидным, что подобные культуры должны быть уничтожены, если желательно построить нечто большее, нежели маленькое, национальное и, конечно, колониальное государство.

/Попытки их слить пока ни к чему хорошему не привели./

Вот в этом полностью согласен, разумеется, с оговоркой - полагаю подобное положение дел естественным и нормальным для сколь-либо сложного общества .При этом, одна культурная парадигма должна быть главенствующей, прочие выполнять подчиненные и вспомогательные функции.

Reply

vassisualyi September 3 2024, 11:52:53 UTC

анормальное явление - единая культура в иерархичном обществе

Аномалия - это скорее отдельная культура аристократии, по крайней мере для средневековья. Позднее, да, это уже норма. Иван Грозный не пытался уничтожить аристократическую культуру, боярин и его холоп говорили на одном языке, молились одинаково и даже песни пели те же. В свое время меня удивила одинаковость свадебного обряда царской свадьбы и свадьбы крестьянской - да, у крестьян бедно, но те же дружки, те же ритуалы. Иван Грозный пытался уничтожить суздальских князей и выйти из под опеки аристократии, что пытались сделать все великие князья начиная с его деда.

никаких доказательств ее наличия не существует

http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2070

начиная с пятого тома, и это только литература

Reply

snk1965 September 8 2024, 07:20:14 UTC
Российская культура - имперская по своей сути. Хотя именно русская и служит её основой, но как базовая-жертвенная. Интересное явление, не каждая культура может стать основой имперской.
Да, "культура служения" куда как привлекательнее культуры "Обогащайтесь!". Да и "протестантской этики".

Reply

konstantinovf September 8 2024, 14:20:05 UTC
Совершенно согласен.

Вы очень точно заметили имперский характер культуры. Если Россия прекратит свое стремление к империи, культура будет мертва. Возможно, на развалинах гигантов прошлого угнездиться некая мелко национальная легко управляемая извне культурка, но русская окажется там же где культура римской империи -недосягаемым идеалом прошлого.

На мой взгляд у России есть два существенных обременения на пути к империи, нет имперского языка и имперской религии/идеологии.
Конечно, пытаемся приспособить под эти цели имеющееся, но не то.

P.S. кстати, сын уже потоптал договорную теорию возникновения права?))

Reply

az_greshny September 12 2024, 18:03:51 UTC

Чѣмъ русскій языкъ не имперскій?

Какая религія могла бы быть (была?) имперской?

Reply

konstantinovf September 12 2024, 18:26:32 UTC
Длинные слова, сложные обороты, много гласных. Сравните с латынью)
Имперским его начал делать Пушкин.
Как не странно, имперским его старались сделали большевики. Максимально упростить. Получилось не очень, литературность покорежили, а эффекта, на мой взгляд, не достигли.

Что до религии, уклонюсь от прямого ответа, для этих целей хороши те, что озабочены делами этого мира или, по крайней мере, не мешающие свершениям заботами о спасении души, строго утилитарные. Реформировать так можно почти любую.

Reply


Leave a comment

Up