Можно ли вывернутого наизнанку черта считать ангелом?

May 18, 2024 00:01

Как вам нравится мужественное высказывание "Надо делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать ( Read more... )

alchemical notes, ethics2

Leave a comment

sergecpp May 19 2024, 11:07:10 UTC
У Моцарта (настоящего) труды не менее (если не более). Вот Невский упоминает в статье про Гайдна, что Моцарт эти Гайдновские квартеты свои "долго и муторно переделывал". А их всего шесть. И результат художественный (Гайдн ему польстил, очевидно) -- результат этот ни в какое сравнение не идёт с Гайдном, и это не единично моё мнение, хотя и я наслушал много исполнений квартетов Моцарта (и квинтетов заодно). Их просто вот не особо-то и охота переслушивать. Если речь о всех струнных квартетах Моцарта (их много меньше числом, чем у Гайдна), то ситуация та же (и с квинтетами та же). Да, есть моменты, находки, разные там "модуляции", но "общехудожественно", увы. (Конечно, они не "пустышки".)

Ещё на Форумклассике был разговор (много лет назад), что, когда Моцарт познакомился с работами Баха (*), то пожелал "соревноваться" с Бахом и написать Мессу. И Месса ему не удалась. Там на Классике много профессионального было сказано про это, но того я не помню (а искать сложно, да и незачем, суть я сказал).

То есть, нелёгок труд никого из создателей.

(*) Бах Моцарта весьма продвинул, вот цитата из всеизвестной классической книги:
"Mozart ... remarkable development comes over his work from the moment he begins to know the music of Johann Sebastian Bach."
Charles Rosen. «The Classical Style», 2nd ed., pg. 20.

Reply

bird_of_feather May 19 2024, 11:58:36 UTC
В "Амадеусе" необычно показано, чем труд Сальери отличается от моцартовского. Сальери легко дается его прилежность, он доволен в это время, даже горд собой. Говорит "грациа" перед распятием, когда удалось что-то придумать, создать гармонию. А для Моцарта это тяжелая, изматывающая работа, страшная каторга: вслушиваться, "прямыми сделать пути". По мысли режиссера, это требует какого-то запредельного напряжения. Не придумать, как Сальери, а как будто расслышать, догадаться, что это там требует быть записанным. Отец не понимает ничего, он вроде Сальери, "надо просто хорошо себя вести". Чурбаном он там показан, самонадеянным, палачом поневоле. Потом Моцарт у Формана идёт пить. Кажется, такая там идея, что ни Сальери, ни отец, эти положительно прекрасные люди, даже близко не подходили к тому, чем Моцарт должен был каждый раз становиться во время своей работы, чтобы что-то сделать. Примерное представление Сальери получает, записывая под диктовку "Конфутатис": не понимаю, как это, еще раз, да, понял, и так все время. И ноты медленно внизу идут "субтитрами", один вид которых наводит ужас своей сложностью.

Reply

sergecpp May 19 2024, 12:32:46 UTC
Спасибо. Я не смотрел (вроде бы) этого фильма, и не читал (или забыл) ту работу Пушкина.

Вот что мне "более-менее" слушается у Моцарта, так это некоторые его фортепианные концерты в исполнении Владимира Ашкенази (70-е -- 80-е годы). У Ашкенази очень деликатный и soft touch (нажатие на клавиши, если примерно сказать), мне это ближе всеизвестных других исполнителей. Вот концерт 9 и несколько средних частей других концертов послушайте:

Концерт 9
https://www.youtube.com/watch?v=r_bgOzemUsA
https://www.youtube.com/watch?v=OinKRHRIy-E
https://www.youtube.com/watch?v=gDyf-J9XHS4

Концерты 11, 12, 18 (средние части)
https://www.youtube.com/watch?v=DR3rNKtrlNo
https://www.youtube.com/watch?v=JMKm4vwcA8w
https://www.youtube.com/watch?v=h9PaW_uVITY

У Моцарта заметная часть концертов "громких", это не моё совсем.

Плейлист всех концертов (Ашкенази)
https://www.youtube.com/playlist?list=PLxXjllvtBC_pDtU62eIKMR6mQarOPDw4v

Reply

bird_of_feather May 19 2024, 12:41:21 UTC
Говорю же вам, я в этом совсем не разбираюсь! Всё, что я могу, это прочитать чей-то хорошо объясняющий отзыв, потом "проверить", тот же эффект будет для меня или нет. Бывает, правда, что и просто понравится, неизвестно почему, то есть сразу слышна и понятна какая-то очевидная, прекрасная, ничем не скрытая гармония. Могу похвастать только несколькими классическими вещами, которые "расслышаны" более-менее самостоятельно. Как-то давно приходилось слышать, что Прелюды Листа (ох если не вру название) очень красивы, но и этот опыт прослушивания, увы, неудачный, ну или не то попалось, не знаю. Не с этого, возможно, начинают.

Reply

bird_of_feather May 19 2024, 12:43:37 UTC
Если можно, посмотрите как-нибудь Амадеуса, было бы интересно услышать ваш отзыв.

Reply

bird_of_feather May 19 2024, 12:47:06 UTC
Попробую все же послушат ь эти небольшие вещи

Reply

bird_of_feather May 19 2024, 17:46:46 UTC
Все видео недоступны, но это ничего, найду потом другие по номерам концертов.
Про Баха очень характерно. Конечно, должен был заинтересоваться.

Reply

sergecpp May 19 2024, 20:17:29 UTC
Нашёл я про Мессу.

Sigizmund
03.12.2006, 00:07
Кстати, собственно жизнь реально рассудила Баха и Моцарта в этом споре. Когда один из сыновей Баха привёз в Вену его ноты, они с Моцартом долго разбирали произведения отца, особенно же Высокую Мессу. И, думаю, для Моцарта это было огромным потрясением. Мне кажется, что моцартовская месса Си-минор как раз и была реакцией на баховскую, попыткой доказать себе и миру, что он может создать что-то, как минимум не менее значительное И она же была его величайшим поражением в этом состязании. Именно то, что он её бросил, не закончил, по моему показывает, что этим самым он признал своё бессилие, невозможность для себя подняться вровень с Бахом в подлинно религиозной музыке.
Бах или Моцарт (большая тема)
http://www.forumklassika.ru/archive/index.php/t-2436.html -- так может не работать, тогда см. в Internet Archive
https://web.archive.org/web/20070505161133/http://www.forumklassika.ru/archive/index.php/t-2436.html

Reply

bird_of_feather May 20 2024, 02:50:32 UTC
Спасибо, это очень интересно. Но у меня такое чувство, что это достаточно типовой сюжет: что не обязательно гению быть универсалом в жанровом смысле, не в том дело, что он должен "мочь" всё и всегда лучше всех. Как говорится, "не за это любим". К тому же конкретно здесь еще и то может быть важным фактором, что это, возможно, был новый жанр? Другая эпоха началась? Я думаю, это красивая история: понял и оценил качество, пытался повторить, увидел, что не то, бросил. У Битова есть (это часто у него) одна такая, якобы "подрывающая устои", идея: что Пушкин стал писать "Годунова" как ответ на блистательный вызов "Горя от ума": хотел и в драматургии попробовать предельную высоту. Срочно уехал для этого, всё бросил. Битов, оглянувшись вокруг и понизив голос, говорит "не совсем удалось" :) Так и ладно, ничего страшного! В драматическом смысле, возможно, и не такой блеск, но уж что действительно "умел", то и тут проявилось: леопард, по поговорке, не меняет своих пятен.

Reply

sergecpp May 19 2024, 13:23:54 UTC
И ноты медленно внизу идут "субтитрами", один вид которых наводит ужас своей сложностью.
===

Это вам ноты Sorabji надо посмотреть, там есть крайне эффектные и впечатляющие "зарисовки", но такое в буклетах приводят фрагментами, а так мне сложно найти.

Раз уж ассоциативно от "сложных нот" я перешёл к Sorabji, то стоит отметить три его фортепианных ноктюрна особого стиля. Процитирую из буклета.

Amongst Sorabji’s most beautiful works are the nocturnes (not all of these bear the term “nocturne” in their title). They are extended, impressionistic pieces-soft, dreamy, and flowing pieces. Intended to be performed throughout at the lowest dynamic levels, the harmonies are luscious, the textures varied, and the phrases asymmetrical. But above all, the melodic content is truly inspired. Surrounding these sinuous, chant like melodies are imaginative figurations, pedal points, and haunting repetitive patterns that create hypnotic moods. Rhythms, melodies, and textures each provide interest in their turns. Only the dynamic level is fixed. Le jardin parfume (1923), Djami - Nocturne (1928), and Gulistān - Nocturne (1940) are among the most beautiful of his pieces in this genre.

Не так давно на Ютубе появились прекрасные видеоисполнения этих ноктюрнов (и комментаторы высказывают такое же мнение). Там и ноты, кстати, показывают.

https://youtu.be/8vE2d28yjI4
https://youtu.be/TvFlP-e7E_M
https://youtu.be/CjZe5I2dJKc

Фортепианная музыка Сорабджи -лучшее что случалось с фортепиано после Скрябина и Дебюсси. (Комментарий там)

Reply


Leave a comment

Up