На границе

Jun 04, 2022 08:14

Когда люди говорят о своих мотивах - и говорят искренне - у меня возникают некоторые сомнения. Например, человек поддерживает или отказывается поддерживать, или говорит о мотивах существенных решений, повернувших его жизнь. Он искренен, то есть говорит, что думает. А я сомневаюсь, потому что мне все время кажется, что он неверно определяет ( Read more... )

ethnography2, psychology3

Leave a comment

yuritikhonravov June 4 2022, 06:22:03 UTC
Ну да, это всё это всего лишь поводы для самооправдания.

Reply

urease June 4 2022, 08:15:05 UTC
для самооправдания

Но почему для самооправдания здесь, of all the places?

Reply

yuritikhonravov June 4 2022, 08:27:42 UTC


Не знаю, отобразится ли с привязкой ко времени - с 3.30.

Reply

formerchild June 4 2022, 14:54:23 UTC
Если речь идет об оправдании то важно эксплицировать "механику" обвинения. А любая такая механика сегодня, на мой взгляд, есть просто выбор "между злом и ужасом", говоря словами Иосифа нашего Александровича

Reply

yuritikhonravov June 4 2022, 15:09:06 UTC
Это вы наверное исходите из предпосылки, что кто-то другой будет обвинять ищущего оправданий. А в действительности он сам знает, что собирается сделать гадость, задолго до того, как таки решается её сделать. И даже может вовсе не решиться, но оправдание будет у него уже готово.

Reply

formerchild June 4 2022, 15:21:50 UTC
Нет, я подразумеваю именно это, что Вы описываете. Генезис самообвинения ( ... )

Reply

yuritikhonravov June 4 2022, 15:27:57 UTC
Мне представляется, что это совершенно мифологическая схема. К сожалению, чтобы её проверить, нужен Маугли, и не один.

Reply

formerchild June 4 2022, 15:31:18 UTC
Абсолютно согласен. Проблема в том что не-мифологических схем нет. Я предлагаю просто более подробную мифологию, плюс явно разрешаю её критиковать

Reply

yuritikhonravov June 4 2022, 15:33:36 UTC
Без проблем, просто мне видится более предпочтительным выбирать мифологию по её последствиям. Та, которую описали вы, выглядит как типичное самооправдание.

Reply

formerchild June 4 2022, 15:35:52 UTC
Это же неважно как оно выглядит. Пусть как самооправдания (хотя я и избавился от самообвинения). Важно то, что оно работает, дает надежду, дает способ работать над собой. А если сказать "это самооправдание" то это ведь просто такой высокомерный способ самоуспокоения. Никакого метода такие слова не порождают

Reply

yuritikhonravov June 4 2022, 15:42:23 UTC
Вот именно это я и говорю: важно, как оно работает. Только сознание своей свободы позволяет не только отвечать за свои поступки, но и развиваться, в том числе преодолевать какие-то свои привычки и склонности. А перенесение причин своих действий, мыслей, проблем куда-то в детство, на родителей и проч. мотивирует, на мой взгляд, исключительно на имитацию работы над собой. Мы думаем, будто заняты чем-то полезным и основанным на каком-то методе, а в действительности это хождение по кругу.

Reply

formerchild June 4 2022, 15:47:35 UTC
Зачем переносить в детство? Причины здесь, сейчас. Я не переносил их в детство и не вижу смысла в таком действии. Нужно работать с актуальным. Есть правда сложность в актуализации, тут действительно бывает полезно немного поработать с детством. Но на самом деле это всего лишь один из методов

А вот если говорить просто "ты свободен, выбирай добро" то это будет абсолютно бесполезным хождением по кругу. Потому что нет метода. Потому что это по сути надежда на авось. Философский камень

Reply

yuritikhonravov June 4 2022, 16:00:40 UTC
Вы написали: "в детском/подростковом возрасте человеку, сделавшему, как вы выражаетесь, гадость, говорят к примеру: да ты просто животное. И тут человек такой "да как, это же мама-папа-брат, родной вроде любимый человек, говорят такое, ну я наверное действительно неправ"". Я понял вас так, что если выявить и нейтрализовать эту детскую травму или как ещё это назвать, то не будет самообвинения, а значит и необходимости самооправдания. Если это не перенос причин своего поведения в детство и на родителей, то я вообще не понимаю, о чём речь.

Как я уже сказал, я считаю всю эту схему мифологической, а значит и основанный на ней метод таким же. Ни к каким результатам, кроме самооправдания в стиле короля из "Обыкновенного чуда" он привести не может.

Да, сознание свободы не предоставляет возможности отвлечься и начать поиск причин своей злонамеренности где-то в детстве или на других планетах. Я не считаю это минусом.

Reply

formerchild June 4 2022, 16:09:17 UTC
Вы неправильно поняли. Есть такой метод, но он как недостаточен, так и необязателен. Для меня было важно упомянуть генезис самообвинения, а Вы вывели из этого психотерапию

Общий круг методов, которые я подразумеваю, это прямой доступ к истинным причинам, к подлинной механике души. Молитва, медитация, другие религиозные практики. Полный набор того, что обсуждалось Вами в деятельном скепсисе. Психотерапевтические методы сюда же (как я уже говорил, я не считаю их достаточными)

Но нельзя и метаться, жизни не хватит. Нужно выбрать те методы, которые доступны, которые работают, и бурить, бурить

Reply

yuritikhonravov June 4 2022, 16:23:10 UTC
В любом другом контексте я совершенно не против каких бы то ни было методов, ритуалов и мифов самоисследования, а очень даже за. Например, "мне в детстве сказали, что все мои проблемы формируются в детстве, и с тех пор я всё время об этом думаю, хотя мне уже девяносто лет, что делать, помогите". Но в контексте нравственного выбора это вызывает у меня неприятие. Человеку надо решить, спасти друзей ценой собственной жизни или тихонько сбежать [иногда такое решение надо принять мгновенно, иногда есть достаточно много времени], а он начинает думать, что сами его представления о добре и зле внушены неизвестно кем неизвестно когда, что его выбор всё равно предопределён воспитанием или социальной средой или физиологией или предыдущими воплощениями, что вообще он не виноват, а если кто будет его обвинять, то он сам плохой и так далее. Сами чувствуете, чем это попахивает.

Reply

formerchild June 4 2022, 16:25:44 UTC
Верно верно, я ровно о том же. Именно такие же сомнения у меня возникают, когда речь заходит о самообвинении/самооправдании. Самообвиняющий человек всегда на шаг позади момента. Вы конкретно, поскольку говорите о самооправдании, всегда на шаг позади момента. Я тоже, но уже по другим причинам

Reply


Leave a comment

Up