***

Jun 23, 2021 00:09


Read more... )

livejournal2

Leave a comment

cmt96 June 23 2021, 12:00:08 UTC
думаю, основная черта технократии -это не "наукоцентризм" и не сосредоточение на технике и её развитии. А сосредоточение на искусствах - на том самом "техне". Там, где у человека есть возможность предаться какому-то благому искусству, все прочие соображения забываются. Совесть - это умение припомнить смысл своего поступка; так что с этой стороны технократия ведёт к сбоям, изъянам, недоработкам совести. Люди предполагаются как бы изначально вовлечёнными всей своей совестью в некоторое искусство ("общее дело") - будь то искусство войны, искусство правления или искусство медицины. Это предрешённое вовлечение, тогда как в нормальном случае совесть всякий раз задаётся вопросом, куда она именно сейчас вовлечена. Известно, что один контекст неравен другому. В основе технократии - непонимание всей сложности человека, то есть убогость культуры. А проявляется технократия как превосходство средства над целью: само средство становится заместителем цели, и сразу для всех людей заместителем. Например, эффективность ради самой эффективности, техническая развитость ради самой технической развитости итп: человека очаровывает, приковывает (отвлекает внимание...) вовсе не комфорт, достигаемый приложением тех или иных средств (наука, техника, демократия - мало ли что можно попытаться приложить), а зрелище приложения усилий само по себе (все эти космические флотилии, например, как когда-то в "романах" Лукьяненко).

В этом смысле идеология технократии весьма своеобразна, и она может сочетаться с самыми разными идеологиями: и западничество, и очень многое; пожалуй, за исключением либерализма. А её отношение к либерализму - максимум, как стадия отрицания в его развитии от "секулярного христианства", обладавшего характернейшей особенностью: свобода и долг соединились в одном понятии. Человек свободен исполнять свой долг, человек должен быть свободным: "моя свобода заканчивается там, где начинается свобода других" - здесь и свобода, и долг одновременно, то есть они мыслятся одновременно, в одном понятии. Соединение противоположностей - это черта высших существ, но христианская мораль достигла некогда такой высокой точки развития, что кому-то люди и впрямь стали казаться высшими существами. Нормальный случай, когда свобода мыслится раздельно и долг мыслится раздельно, оставлен либерализмом либо для чрезвычайных ситуаций, когда обыденная жизнь разрушена, либо для детей: то есть для всех тех ситуаций, когда люди слишком очевидно не похожи на богов, дошедших до высшей точки своего развития и на ней остановившихся. Во всех этих случаях либерализм растерянно умолкает, то есть ничего не говорит как этико-политическая теория. А технократия делает такой случай перманентным: то есть люди оказываются в состоянии вечного подвига, превышающего их силы. Наверное, я не ошибусь, если запишу, например, социалистов в технократы...

Reply


Leave a comment

Up