Место для вопроса

Nov 18, 2020 08:37

Вопросы непрофессионалов, которые хотят понять - о чем угодно. Задавайте, если интересно. Отвечайте, если в самом деле можете.

quest

Leave a comment

meloco_go November 18 2020, 06:16:38 UTC
Иногда в "клеверных" подборках И-П встречаются цитаты лингвистов. У меня при чтении таких цитат складывается впечатление, что все то, что давали на уроках языка в школе (части речи и т.п.), является либо устаревшей, либо очень "поверхностной" концепцией. Может ли кто-то прокомментировать, как соотносится школьная программа, скажем, синтаксиса, с тем, как синтаксис рассматривают в современной лингвистике?

Reply

philtrius November 18 2020, 06:33:49 UTC
Я задалъ этотъ же вопросъ (не сужая только до синтаксиса) одному изъ лучшихъ нашихъ лингвистовъ, Николаю Николаевичу Казанскому. Отвѣтъ былъ вполнѣ категориченъ: съ точки зрѣнія современной лингвистики школьная программа совершенно неадекватна.

Reply

meloco_go November 18 2020, 09:31:09 UTC
Спасибо.

Reply

maoist November 18 2020, 09:35:39 UTC

Причем давно. И попытки лингвистов ее поменять наталкиваются на то, что это нафиг никому не нужно, кроме них - ни соответствующим министерствам, ни педсообществу

Reply

cmt96 November 21 2020, 23:22:38 UTC
Я помню, уже в школе было ощущение, что говорят какую-то чепуху, (потому что куча противоречий) а когда почитал уже после школы что-то популярное по лингвистике, где было уже всё более или менее логично, то возникло - впервые - искреннее и сильное возмущение миром: в школе нас обманывают. До сих пор вспоминаю как крупную обиду - главное, ничем не заслуженную.

Причём лингвистику-то я не люблю. Недолюбливаю. Но есть же разница между… ээ, странными направлениями мышления… и "туфтой обыкновенной", которую читают в школе.

Reply

rumata November 18 2020, 08:41:24 UTC
Школьная программа всегда рассчитана на детей. Есть специальный предмет - методика преподавания языка. Да, это поверхностно. Да, будет выглядеть устаревшим. Задачи попытаться засунуть в детей понятие аблаута не стоит. Кто заинтересовался сильнее - welcome to the club.
Для всех остальных - вот таблица неправильных глаголов и чередование гласных в корне.

Reply

meloco_go November 18 2020, 09:40:09 UTC
Ну, я примерно так представлял, думал аналогично тому, как соотносится школьные химия и физика с живыми науками.
Но подразумевал я дальнейшее уточнение -- основные принципы, которые даются в школьных химии и физике, не то, чтобы опровергаются дальше. Дальше обычно речь идет о более фундаментальных и точных описаниях явлений, но, конечно, есть вопросы о которых вообще в школе не говорят. То есть о школьных физике и химии можно, не сильно согрешив, сказать, что они являются, пусть примитивными и узкими, но элементами "взрослых" наук.
Можно ли такое сказать о школьном "языкознании"? Подозреваю, что может оказаться, что разрыв больше. Если да, то можно ли пытаться его сократить? Нужно ли это?

Reply

rumata November 18 2020, 09:52:39 UTC
Нужно сказать. В прошлых "клеверах" можете прочитать, как это происходит на самом деле. Факультет невест - не мной придумана фраза. Основные принципы сложны для передачи по очень простой причине. До письменности - чёрная дыра. Да, надо пытаться этот разрыв сокращать. На мой взгляд, любыми средствами. Но в школе нет никакой лингвистики. Есть приучение, совершенно прикладного характера. Вот тебе то, это пишется так, не пытайтесь это понять, это надо запомнить.

Reply

meloco_go November 18 2020, 10:00:18 UTC
Спасибо большое!

Reply

rumata November 18 2020, 10:01:32 UTC
Заходите ещё)

Reply

cmt96 November 21 2020, 23:33:08 UTC
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2284740.html?thread=155364804#t155364804

Не надо аблаутов. Давайте неправильные глаголы и чередования гласных. Но уберите противоречия. Чтобы их не было совсем. Скажем, различия между частями предложения - должны быть видны из использования слов в текстах, а не из гадательных упражнений вроде "подберите вопрос" (фактически тест на конформизм).

Я уже не помню, какие были противоречия. Мне кажется, самое главное - это что не надо врать. А как это сделать - пусть лингвисты разбираются.

Да, и я думаю, что если выделить пару уроков на понятие об эволюции языка, вредно не будет. Всё-таки это школа, должна же она давать базовые знания о мире, в котором человек живёт? Чтобы человек уже мог дальше делать выбор.

Reply

rumata November 22 2020, 08:16:34 UTC
Про противоречия не понял, но понял, что насолили Вам, и Вы решили, что Вы и суд присяжных, Вы и адвокат.
Где не видно частей предложения? Какие такие гадательные упражнения? Кто на ком стоял?
Никто не врёт. Рассказывают столько, сколько надо для усвоения практических навыков. Запихивать в детей семиотику и основы кибернетики? Ну да, можно начать. Подразнить и пригласить на факультатив желающих.
Базовые представления дают, конечно. Как раз, чтобы человек уже мог дальше сам выбирать уровень притязаний.

Reply

cmt96 November 22 2020, 08:47:01 UTC
Не волнуйтесь, пожалуйста, Вам-то незачем волноваться. Мне же насолили, не Вам ( ... )

Reply

rumata November 22 2020, 09:01:21 UTC
Значит, не повезло с учителем, если тот так относился к подаче материала. Или с учением. Соболезную. Такие понятия основ лингвистики были даже в детской энциклопедии.

Reply

cmt96 November 22 2020, 09:10:51 UTC
Я их в детской энциклопедии сразу после школы и прочёл - мать случайно купила. Нет, не думаю, что это была случайность, а не закономерность. Соболезнуете - что Вы, не расстраивайтесь, у меня никто не умер. Эмоции-то тогда - сразу после школы - были сильные, именно из-за "как же можно так врать?!" Сейчас затёрлось, разочарования были и более сильные - а на жизненный путь это в целом не повлияло, я бы всё равно на лингвистику не пошёл. А вот кому-то - вот уверен - не повезло сильнее.

Reply

rumata November 22 2020, 09:16:47 UTC
Не расстраиваюсь. Es tut mir leid.

Reply


Leave a comment

Up