- обозначение эпохи. Можно смотреть на экономические признаки происходящего в Европе в V-VI вв. и делать выводы о том, какими были эти века, как начались и чем продолжились. Или можно смотреть на политическую составляющую - рушатся империи, наступает конец "римской глобализации", власть переходит к кланам, возвышающимся в массе симплов, "простых людей" - в те времена их называли иначе, но какая разница: большинство населения. Кончается эпоха права, общего и единого, и наступает время локальных правд - у каждой области и страны свое право, своя система власти.
А еще это было время исчезновения свободных интеллектуалов, это тоже примета эпохи. Время их расцвета - Греция, потом они существовали в Риме, а в ранние Средние века эта образованность становится ненужной. Остаются немногие потребные специалисты, которые умеют делать дело, нужное людям - врачевать, отпевать - а всякий ненужный люд теряет средства существования и исчезает. Внешне это проговаривается так, что уровень культуры упал - стало очень мало образованных людей. Что значит мало? Столько, сколько нужно.
Мне тут сказали, что в России сейчас слишком много культуры. Мысль была такая: на Западе культуры меньше, и она "деловая", нужная, качественная, там люди не болтают, а выполняют профессиональные обязанности. Поскольку культурных людей нужно мало, то вот столько их и есть, зато они настоящие, могут работать эффективно. А в России культурных людей слишком много, и они плохого качества - делов не делают, а только болтают непонятное. Собеседники мои кивали головами: да, да, так и есть, это же видно - ну посмотрите, ведь это в самом деле так. В самом деле так.
Свободные интеллектуалы появились снова веке в XII, ваганты - студенты и поэты, не пойми чем занятые, бродили по дорогам Европы. Недообученные священники, незадавшиеся юристы и неготовые врачи. Есть гипотеза (Де Либера) об эволюции европейского общества - что, мол, именно высокая концентрация этих свободных интеллектуалов, пригодных для самых разнообразных занятий, привела к созданию Нового времени. Из свободных интеллектуалов рекрутировались работники вновь возникающих социальных институтов, надо было создать много больше профессий, чем священник, юрист и врач, усложняющемуся обществу нужно было много всякого - и благодаря этим интеллектуалам было откуда взять готовых, потому что как же добыть людей для того, чего еще нет. Только вот таких, готовых к неизвестно чему. То есть Средние века полтысячелетия копили силы и накопили - создали свободных интеллектуалов, пришло время их тратить - потратили. Создали новую эпоху, их больше нет.
В некотором количестве этих самых свободных интеллектуалов накопилось за XIX в. Время господства германской науки, опять бродячие студенты, движение ученых между культурными центрами, не слишком большая специализация, накопление культурного потенциала. Накопленное потрачено - на специализацию. Пришел век масс, ХХ век, интеллектуалы переведены в профессионалов-специалистов, потрачены. Их надо гораздо меньше для имеющихся дел, дел ведь не так много. И, конечно, всегда имеются соображения насчет экономии - общество бедное, надо экономить, что зря плодить неделовых людей. У нас бедненько. ХХ век начался массовой тратой накопленных интеллектуалов. XXI, видимо - время после потраты, использование созданных профессионалов на пользу общества - как в VI веке и в XV. Когда уже не могут себе позволить таких роскошеств, как в прежние времена.
Наверное, эти параллельные линии могут помочь увидеть недалекое будущее.
(c)
zh3l