Много религий существовало среди людей, но в подавляющем большинстве были эти религиями властью добрых сил - то есть люди, поклонявшиеся тем богам, считали их добрыми. Чужих богов, ясное дело, часто считали злыми, так это ж чужие и неправильные, а наши - добрые. Это полезно и вполне естественно, не говоря о том, что логично.
Некоторое время назад общество стало светским, в нем победили секулярные ценности. Тут совершенно не важен процент верующих и воцерковленных, посещаемость храмов и соблюдаемость постов - общественные институты так устроены, что видно - у нас подавляющая часть общества - вполне светские люди. Если они при это верят кто в барабашек, кто в чудотворные иконы, так это просто такие характеристики у их секулярности. В разное время начинал в этом журнале обсуждения, из них видно - подавляющее большинство людей чувствует и мыслит так, будто в мире никогда не было христианства. Мы живем не в пост-христианстком обществе, где есть хотя бы остатки христианских ценностей, а в не-христианском обществе, где большинство вообще не имеет отношения к христианству - разве что некоторые на словах да в обрядах.
В нашем светском обществе верховный авторитет знания принадлежит науке. Это проявляется самым разным образом. От веры в то, что историю движут единственно технологии (иное название использованных научных знаний) - и до места науки в разного рода парадах авторитетов, создаваемых медиа. Это в самом деле самый авторитетный в нашу эпоху интеллектуальный институт. В этом смысле наша эпоха может быть обозначена как "власть науки". Понятно, что это не власть ученых и не непререкаемость научных рекомендаций. Как понятно, властвует нечто иное - я грубо скажу, допустим, так: бизнес, деловые решения и бизнес-бюрократия. Но свои решения для убеждения масс она предпочитает облекать в одежды "научного знания". Кому порок платит дань, тот и... То есть реальная власть науки проявляется не в том, что "академики правят миром", а что истинные властители импульсы своего эгоизма предпочитают подавать окружающим как научно подтвержденные решения.
При этом большинство населения воспринимает сейчас "силы науки" как некое зло. Это можно видеть самым разным способом - от стандартного образа безумного ученого до опасливых ожиданий, которыми сопровождаются самые разные "научные" находки. Стоит посмотреть на ситуацию вокруг ГМО-продуктов, вокруг прививок и на массу подобных - и сразу видно: большинство людей, узнав, что в их быту покопались "люди науки", тут же начинают подозревать, что дело нечисто и им навредили. Научная деятельность считается авторитетным средством познания, полезной для общественного блага силой и в то же время - очевидным злом. Силы науки - это злые силы. Это не столько рациональное решение, сколько бессознательное ожидание. Очень обычный штамп-пугалка - "отдадут ученым на опыты". Это - хуже пыток и казни. Отсюда можно видеть, как ощущается наука большими массами населения.
Тем самым у нас построено и функционирует общество, которое не метафорически, а совершенно очевидным и буквальным образом находится под властью зла. Опять же, та же оговорка, что про верующих: это значит, что большинство членов общества считает, что они находятся под властью зла, они так расценивают тот высший интеллектуальный авторитет, который управляет общественной жизнью. И ясно, что речь не об ученых - допустим, некоторые в науку идут, чтобы узнать истину и иметь нечто вечное, неизменное, другие идут зачем-то еще, но, конечно, не для того, чтобы делать зло. Но речь не о том, зачем идут в науку, а о том, как относятся широкие массы к устремлениям и результатам деятельности науки.
Интересно наблюдать общество, которое впервые в истории "убежденно и сознательно" находится во власти злых сил. Повторю: не "непосредственно", исполнительные (силовые-правовые) и финансовые власти являются всего лишь эгоистичными, то есть могут нести случайно и добро, поскольку сами по себе "не злые", но высшие авторитеты в области культуры, высшие ориентиры в области идеологии рассматриваются как принципиально-злые, направленные не на какое-то "благо для себя самих", а именно на принципиальное зло. Эти силы мыслятся как желающие зла именно "просто как зла", стремящиеся ко злу даже вопреки выгоде.
И интересно смотреть, как разворачивается преобразование социальных институтов в обществе, которое таким образом себя мыслит и понимает.
(c)
zh3l