Революция количества

Oct 12, 2018 15:18

Мне вот что хотелось бы понять - про литературу. Но сразу это сказать нельзя, а если не сразу - мне придется сделать несколько утверждений, которые могут быть ложными. Но это и не важно - понять, о чем я говорю, можно, даже если это следует иначе называть и вы знаете, что правильно называть надо иначе.

Весь ХХ век по полю науки катилась волна революции, которую можно назвать революцией количества. Я понимаю, что принято говорить о строгом детерминизме, который заменился вероятностным, о статистике, которая сменилась программами и до бигдаты, но это способ сказать неясно то, что можно сказать яснее. Революция количества двинулась по наукам, общественные науки переменились под влиянием экономики, в гуманитарных смогла измениться лингвистика, в истории появилась клиометрия, а что было в естественных науках - это и не передать, вместо описательных биологии с геологией сейчас то, что есть, совершенно иного облика. В каждую область наук революция приходила в свое время, к кому в начале прошлого века, к кому в середине или в конце, но облик наук менялся очень сильно.

В философии - дело совершенно очевидное. Революция количества отчетливо связана с победой островной аналитической философии над философией континентальной, и произошла на рубеже XIX и ХХ вв., когда померли неокантианство и неогегельянство, а победили изводы аналитической философии.

Вопреки возможным ожиданиям, я не стану трясти бородой и обещать кары за утерю квалиа. Я это сказал, чтобы ясно указать на эту волну. За ХХ век она прошла и по искусствам. Мне кажется, довольно легко ее идентифицировать в изобразительных искусствах. Живопись существенно изменилась. Тут могло бы быть рассуждение, которое вы знаете: что можно, конечно, подражать, но зачем второй Рембрандт и второй Вермеер, это будут копии, а импульсы современности отливаются в живопись совсем иного вида. Современные виды искусства: спорт, кино, поп-музыка, дизайн etc.

В кино, как я понимаю, эта революция еще более отчетлива и связана, кажется, с внедрением компьютерных технологий. Я без претензий - менее всего я киноман, и это я просто чтобы обозначить меру своего понимания. Где-то в 70-е годы, с Звездных войн, центром фильма стало то, что прежде называлось "комбинированные съемки", игра актеров стала восприниматься совсем иначе, говоря проще - прежние требования глубокой психологической верности уступили некоторому набору масок, не в ущерб качеству - потому что целое стало иным и качества требуются иные. Кино перестало быть тем, чем было. Может быть, надо сказать, что родилось новое искусство на наследстве техники другого искусства, я не знаю, как следовало бы сказать - но тогда, ближе к концу ХХ века, прежний кинематограф умер, и сейчас там нечто иное. Для меня важно, что там уместны дорамы, к которым можно протянуть ниточку понимания от определенных жанров европейского кино. Но это для меня, может быть, другим не надо про дорамы, а достаточно подумать о Шварце, и сразу все станет понятно. В общем, кино перестало быть, кино стало другим. Прошла количественная революция.

Я не знаю, было ли нечто подобное в музыке. Мне кажется, что да, но я даже не буду пытаться сложить слова. Интересно, что это произошло в индустрии развлечений. Компьютерные игры. Огромная связка искусств, возникших в связи с ними. Аниме. Компьютерная обработка голоса. В общем, там очень много чего, и я опять просто указываю, куда голову повернуть, вы наверняка вспомните и многое другое.

Ну вот, хватит, наверное. Я совершенно не говорю ай-ай, и речь не об упадке современного искусства и не о вырождении людей, которые довольствуются теперь вот этим. В конце концов, гладиаторские бои не сильно лучше, а скорее хуже. Я о другом.

Мне интересно, прошла ли такая революция в искусстве слова, в литературе. Вроде бы должна была. Мне кажется - не могла обойти. Но я не могу понять, в чем же она проявилась. Есть идеи?

Должна была произойти цифровая революция в искусстве слова, в литературе. То ли это что-то очевидное, что я забыл, то ли не такое очевидное. То ли не произошла, но вот это было бы крайне странно.

literature3, art3

Previous post Next post
Up