Интересно смотреть на критические вопросы для разных мировоззрений. Вот группа "религия с личным богом-творцом" помечена характерной проблемой теодицеи
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2136444.html . Кто мыслит вне этой группы мировоззрений, может лишь удивляться - зачем себе на
(
Read more... )
Проблема же атеистического мировоззрения, которую вы обсуждаете, напоминает мне знаете что? Я вот - эмигрант сорокалетней давности. Мне давно уже не хочется ездить в Россию, мне там нечего делать, она перестала быть моей страной. Жизнь в другой стране, в смеси и переплетении русской культуры и других культур, состоялась и полностью меня устраивает. А тем временем я слышу разговоры о том, что у всех у нас чувство вины, что комплексы, что мы мучаемся, что между двух стульев, и пр. Т.е. на тебя навешивают то, что никакого отношения, даже отдалённого, к реальным переживаниям не имеет. Но - глядя оттуда - ну ясно же! Как же может быть иначе!
Так вот и тут. Вы выдумали проблему, которая не стоит. Т.е. она может и стоит перед кем-нибудь, я не знаю, но уж никак не перед атеистом, владеющим научным методом. Почему это "ясно", что разума во Вселенной должно быть много? кому ясно? на каких основаниях? И при чём тут антропный принцип?
Т.е. антропный принцип сбоку причём. Вероятнее всего, мы живём в очень редких условиях. Потому что во-первых, совершенно не факт, что жизнь обязана появляться, т.е. что вероятность её возникновения достаточно велика. Может быть. А может быть и нет. Мы не сумели включить феномен жизни в нашу физику, а он ведь физический по сути - это иначе себя ведущий класс систем. Никакие вычисления вероятности появления жизни в данный момент невозможны: мы недостаточно знаем. Недостаточнов том смысле - ну скажем - в котором алхимия, говоря о четырёх элементах, вряд ли могла привести к пониманию валентности. Или ещё гораздо более недостаточном, примеров в истории хватает. Всё, что мы знаем - на Земле жизнь возникла и с тех пор имеет место, что тоже интересно, потому что природу этой persistance мы напрочь не понимаем. (Это какая-то неравновесная термодинамика, но не та, в которой что-то можно сосчитать на нашем уровне). Ну скажем, человек вдруг видит молнию, в первый раз; может он начать рассуждать, насколько феномен молнии част или типичен? Нет ведь?
Так вот, если свести антропный принцип к "мы живём в крайне нетипичном мире", то ну да. Только неясно, зачем вводить такие громкие слова.
Reply
(Тут ещё некая ошибочка в слове "бесконечный", потому что конечна Вселенная или бесконечна, наблюдаемая Вселенная безусловно конечна).
Но всё ещё хуже. Всё ж таки имеет смысл подумать, что это мы такое разумом желаем называть. Если посмотреть, то называют: 1) способность к самоосознанию, 2) способность к анализу своего восприятия, 3) способность к преобразованию природы (от рычага до, говорят нам, формирования планет), 4) способность к коммуникации.
И ни разу я не встречал попытки разобраться в этих тсзть определениях.
Прежде всего: если выключить пока что пункт 3, то остальные держатся на способности к коммуникации, с важным добавлением: к коммуникации с нами. Без неё мы никак не определим, есть ли 1 и 2. Но тут наступает полный швах. Вот смотрите: мы не знаем, глупее нас дельфины или нет, потому что мы их языка не понимаем. Это близкие к нам существа, они нас понимают несколько лучше, кстати, мы знаем, что они умеют передавать акустические сообщения (нажми на правую педаль), но синтаксический анализ их языка нам не по зубам. (Кстати, и собака нас понимает лучше, чем мы её, хоть тут дело и не в синтаксически организованном языке). Ну а вот возьмём систему типа муравейник, или, следуя роману "Всё живое", корневую систему луга, да что угодно живое и сложное: оно как, может оказаться разумно или нет? Ответ: без вступления в коммуникацию ответ невозможен. А вступление в коммуникацию невозможно, если - ну тут длинный список. Если языки имеют принципиально разную структуру (мы никакого, кроме человеческого, не знаем - это никак не значит, что никакого, кроме человеческого, не может быть; мы знаем роль синтаксиса и рекурсии с полвека как, слава Хомскому, но из этого ведь следует, что, скорее всего, мы пока не знаем ещё эн столь же важных концепций?). Если сильно отличается временная шкала (как разговаривать с деревом). Если сильно отличаются условия среды (как разговаривать с существом из плазмы, живущем в звезде). Если у одного из участников напрочь нет желания вступать в (бесполезную) коммуникацию. Ну дальше продложайте сами.
Т.е. почему надо верить утверждению, что если есть кто "разумный", то он хочет с нами "поговорить", мне совершенно неясно.
Остаётся пункт 3. Строительство. Сфера Дайсона, зажигание звёзд, ну хоть радио с телевидением. Но почему у самосознающего и логически мыслящего существа непременно должно быть такое стремление? Вот у буддистов его нет, скажем. Мы обезьяны, нами владеет лихорадка всё время что-то новое попробовать. Почему она должна быть у других?
Короче. Мне неясно, что такое братья по разуму; мне неясно, как они должны проявляться; мне неясно, почему они вообще должны быть; мне, собственно говоря, вся тема кажется преждевременной до ужаса. И следовательно, у меня нет ни малейшей потребности видеть какой-то видимый вам парадокс, и отделываться от парадокса, которого нет.
Reply
Reply
Ну типа "у тебя рак, потому что грешил".
Про солипсизм вы высказали утверждение, которое могло бы быть интересно, если бы его как-то обосновали. Я бы послушал, но пока нет никакого материала. И я не понял - если для вас это магистральный путь (с чем я вовсе не готов согласиться, но готов выслушать), то тогда как же это "одна мелочь"?
Reply
Reply
Что до солипсизма, то вы не себе противоречите. Солипсисту не должно быть интересно писать в ЖЖ, разговаривать со мной тут, да и вообще жить. Он единственный объект, что ему остальное? Если вы солипсист, зачем вы разговариваете с той частью вашей личностью, которую вы условно считаете мною? Зачем вы говорите о смерти, если она заведомо невозможна: её некому воспринять, кроме вас, а вы её не воспримете? Я думаю, что у вас туманные "философские" вопросы про роль наблюдателя в образовании картины мира, но эти вопросы на самом деле не имеют отношения к концепции солипсизма. Потому что они всё равно задаются только после аксиоматического признания существования других и другого. Без этого - незачем.
Reply
Хотя как ее оставишь. Это звучит как самопародия, но Вы, кажется, этого не чувствуете. "Вы, солипсисты, на самом деле должны страдать за границей и не имеете права высказываться о жизни в России". Ну, во-первых, я не солипсист. Во-вторых, и солипсист страдать от той ерунды, которую Вы ему тут навязываете, разумеется, не должен. В солипсизме нет никакой проблемы с другими и с передачей им любых полномочий. (например, вести беседы со мной, заниматься научными исследованиями, сниматься в порно). Почему? Да потому что прямой взгляд на себя для Бога, простите, солипсиста, по какой-то причине невозможен, и он ищет обходной путь, чтобы в конце концов вернуться в исходную точку и понять себя.Для этого в том числе создает "других". Я же просто немного размышляю вокруг этой темы. Кто знает, может фантастический рассказ на пенсии напишу. Вашу позицию там будет представлять робот - научный работник. Не представляю пока, как герою убедить его, что он живет только в моем рассказе.
Reply
У Лема есть великолепный рассказ (Лем вообще додумывал многое из того, что другим додумать было не по зубам; в "Сумме технологии" ему, конечно, не удалось додумать до конца все начатые линии, но и такого результата всё равно больше ни у кого нет). Так вот, в рассказе Кибернетик живёт в доме, там есть чердак, на чердаке стоят ящики. Они считают себя людьми. Внешний мир поставляется на магнитных лентах, тем же способом они могут общаться между собой. Всё в порядке, но они замечают, что иногда происходят странные совпадения и повторения событий. Это классический эффект магнитного эха, когда соседний виток немножко перемагничивает текущий, и на нём, кроме исходной информации, есть ещё ослабленный вариант прошлой или будущей на один виток. Естественно, это им в голову придти не может.
Они так живут себе Один из них думает, что он кибернетик. У него есть дом, в доме чердак, на чердаке ящики.
Reply
Reply
Мы, кажется, приблизились к возможности взаимопонимания.
Сначала я отвечу на странное для меня утверждение про незамеченную карикатуру: нет, конечно, я не согласен. Есть три (я сначала хотел сказать две) совершенно разных ситуации.
Одна: один участник разговора испытал то, чего другой не испытал. Эмиграция, смерть близкого человека, рождение ребёнка, концлагерь, влюблённость, совершение научного открытия, смертельная болезнь. Другой не понимает, что ему НЕ ПОНЯТЬ, и пытается в меру своего воображения восстановить ощущения первого. У него не может получиться, но он в это не верит, и использует своё понимание ситуации во взаимодействии. Пока он отделывается общими словами ("поздравляю! Ребёнок, это ж замечательно!"), всё ничего. А вот когда он начинает вписывать свои воображаемые ощущения в собеседника, тогда швах.
Вторая, встречал много раз, но не в отношении себя. (В отношении близких людей, впрочем). Вот у человека кто-то умер. И ему начинают говорить, ты не горюй, вы встретитесь в раю. Ну или ещё что-то такое. А он ненавидит религию, идею религии, он для себя знает, что смерть - навсегда. (Как, кстати, подавляющее большинство моих друзей). Ему, в его горе, это как ножом по стеклу. А говорящий - не понимает. Примеряет себя.
Эти две ситуации - то, про что я говорил.
И вот третья: я говорю, скажем, марксисту, что он, мне кажется, вовсе не марксист. Или астрологу, что не верю в астрологию. Или что угодно другое, где речь идёт не об индивидуальном опыте, а о мировоззрении, вере в научную или ненаучную теорию, и пр. - где я могу обладать (а могу не обладать) тем же набором знаний, что собеседник. Это другая ситуация. Она может собеседнику казаться похожей, если он в свои убеждения вложил эмоциональный опыт.
Ну вот давайте конкретнее: мне приходилось разговаривать с французскими коммунистами, вступившими в партию в Сопротивлении. Им было очень тяжело расставаться с иллюзиями. Некоторые дотянули до начала восьмидесятых (потом, если не померли уже к тому времени, вышли). Объяснять им, что такое компартия и что такое Советский Союз, было вписыванием? Нет, конечно. Оно могло быть неуместно (верёвка в доме покойника), не нужно, или , наоборот, нужно, но оно не опиралось на аррогантное непонимание опыта собеседника.
Вот и про солипсизм. Солипсизм - это мировоззрение. Оно может сопровождаться эмоциональным опытом, но основа - не он. (Ниже я покажу, что опыт у нас, скорее всего, одинаковый). Мировоззрение можно обсуждать - изнутри, наружи, как угодно. Солипсист не эмигрант. Он не испытал солипсизм, а принял идею. (Вам может казаться иначе, я сказал уже, я об этом поговорю ниже).
Теперь по делу. То, что вы сформулировали, называется для меня «существованием Я». Я согласен, что эта концепция, вроде бы непосредственно и первично данная каждому носителю, крайне неясна, будучи сформулированной в менее первичных терминах. Чтобы вы убедились, что я говорю ровно о том же, о чём вы, я вам расскажу: в пять лет (когда, я думаю сейчас, я был на пике своего интеллекта!) я спросил родителей «почему именно я - я». Естественно, мне не стали отвечать. (При том, что вообще-то моим интеллектуальным развитием весьма занимались, школьную алгебру я знал лет в 8, элементы её - много раньше). Я думаю, вы понимаете содержание вопроса. Он, мне кажется, ровно тот, который привёл вас к убеждению, что вы солипсист. Потому что, конечно, для меня я - совсем другое, чем «такой же человек с таким же «я»». В моём мире я один, моего мира не было до меня и не будет после (впрочем, тут, конечно, сложнее, потому что концепция времени пришла уже из внешнего мира). Это солипсизм? Да, если я на этом и кончаю рассмотрение. Нет, если я продолжаю процесс построения работоспособной модели «окружающего мире» (того, что не я). (Впрочем, и до того чуть сложнее: в моём личном опыте Я воспринимается как внутренне-внешний объект, т.е. объект, который я же могу наблюдать; Я позволяет внутренний диалог, т.е. раздваивается. Вообще для меня слово «наблюдение» - критическое. Следует говорить только о так или иначе (опосредованно) наблюдаемых вещах. (Что физика и рекомендует).
.
(окончание в комменте к комменту)
Reply
Так вот, в процессе построения работоспособной модели я обнаруживаю, что есть внешние объекты, которые говорят про себя вещи, очень похожие на то, что я думаю про себя. (Говорят они это в терминах, которые я уже выработал для простых объектов: мама, папа, стол). Я применяю метод, крайне полезный в математике: я отождествляю объекты с похожими свойствами. Точнее, я их засовываю в один класс, а потом говорю про класс как про метаобъект. Выученный мною язык обладает синтаксисом, рекурсивен и легко позволяет мне делать метаобъекты объектами основного уровня. (Кстати, я, конечно, был интеллектуально силён в пять лет, но вот изобрести такой язык?! Если вы думаете, что язык изобрели лично вы (а как вы можете так не думать, если вы солипсист?), я позволю себе усомниться в такой степени вашей гениальности).
Начиная с этого момента, «внешний мир» перестаёт быть верным термином. Если в один класс вхожу я и другие, значит, класс пересекает границу между мною и окружающим. И, развивая, я могу переопределить и считать, что класс «таких, как я» состоит не из объектов типа «я» и «другие», а из объектов типа «я и мой окружающий мир» и «я того вот человека и его окружающий мир». Получается довольно сложная структура, в которой перестаёт быть осмысленным спрашивать, что внутри чего, но математически никакой особой экзотики тут нет.
Эта структура - «мир» - является, конечно, моделью. Но вне модели я не мыслю и не чувствую. Когда я чувствовал вне модели - не знал, чтО - у меня, вероятно, не было Я. (Фраза «у меня не было Я» нелепа, но язык не разработан, чтобы выразить эту мысль иначе). Я строю модели, и выбираю из них годные.
Модель, которую я изложил, представляется мне куда более органичной, чем та, в которой мне зачем-то и почему-то привиделись мои эхо-образы. Дело ещё и в том, что я точно знаю, что мыслю; у меня есть тот самый язык, структура и к тому же очень сложная структура. Если внешнего мира нет, то всё, что мне, как мне кажется, я воспринимаю, это порождение моего мышления - т.е. языка: я не вижу, какие ещё во мне есть структуры в предположении, что я солипсист. Ну попробуем, может ли язык породить какой-нибудь выдуманный мир сам по себе. Пробовали. Не может. Он лишён контекста, и потому рождает фразы типа произвольного синтаксически правильного сочетания. Максимум приближения к языковому построению иного мира - Борхес; но у него ведь он не то чтобы сильно иной, даже в «Тлёне».
Вернёмся к тому, что для вас вы - единственный. Я совершенно согласен. Для меня уникальный объект. - я , а не вы. И что? Это прекрасно вписывается в модель. И ящики вписываются. Потому что в этой модели нет «настоящей реальности», а есть воспринимаемые реальности и их пересечение и объединение. Но ведь в любой модели, которая хочет отобразить и внешний мир, и наблюдателя (что означает и наблюдение, т.е. всё то, что в мозгу наблюдателя отвечает внешнему наблюдаемому), возникает как бы дурная бесконечность: если я её строю, значит, она должна включать отражение (отображение) самой себя в моей голове. Сказать «модель внешнего мира - другое, чем внешний мир» - верно и тривиально. Сказать «у мышления нет непосредственного доступа к «внешнему миру», поэтому это не первичная концепция относительно процесса построения концепций (становящаяся первичной в уже построенной модели, что совсем другое) - верно. Сказать «значит, мне не нужна концепция внешнего мира» («я солипсист») - не фальсифицируемо, т.е. why бы и not, но лишает всё моё мышление точки приложения и делает совершенно непонятным, почему вдруг мне привиделся стол рядом и сидящий за ним собеседник, т.е. в моей терминологии, это непродуктивно и неинтересно.
Reply
Reply
Reply
P.S. Простите за сумбур, отрывочность и вынужденное игнорирование логики Вашего текста - к сожалению, в рамках ЖЖ, кажется, можно писать только короткими репликами - любая самая лаконичная схема (я сначала думал уложиться в один абзац - горизонталь Гераклита, вертикаль Парменида и человек на пересечении) расползается в бесконечность при малейшей попытке уточнения, и при этом остается голой. Все же, надеюсь, некоторую общую идею я передал, тем более что она, оставаясь моей личной, широко и разнообразно представлена в разных вариантах и обличиях в мировой культуре. Мне кажется, и Вы были на полпути к ней, но свернули обратно в пещеру.
Reply
Reply
Вѣдь всѣ наши попытки "научно" объ этомъ что-то понять исходятъ изъ закономѣрности процесса какъ изъ аксiомы.
Reply
Leave a comment