Интересно смотреть на критические вопросы для разных мировоззрений. Вот группа "религия с личным богом-творцом" помечена характерной проблемой теодицеи
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2136444.html . Кто мыслит вне этой группы мировоззрений, может лишь удивляться - зачем себе на голову придумали такую сложную проблему, когда ясно, что это псевдопроблема и очень даже просто не иметь такой головной боли. Так нет же, ломятся в нерешаемую сложность, придумывают хитрые и очень неестественные решения - а ведь ничего решать не надо. Просто уйди, не стой в этом во всём, откажись от концепта личного творца - и всё.
Отсюда интересно, какая же нерешаемая проблема метит атеистическое, материалистическое мировоззрение.
Легко видеть: это та точка, которая проявляется в антропном принципе. Собственно, этот принцип - неуклюжее решение проблемы, не имеющей, насколько я знаю, короткого названия. Дело там простое: имеется бесконечный материальный мир, в котором существуем мы, но несмотря на успехи нашего познания, мы не находим следов других разумных существ. Экстраполяция нашей обычности на вселенную не срабатывает, и надо либо признавать собственную уникальность, либо придумывать средство для объяснения, отчего дома никого нету.
https://ivanov-p.livejournal.com/164515.htmlТут совершенно ненужная ссылка на вымышленный диалог, который некий философ ведет по этому поводу с собеседником-астрономом.
(c)
zh3l Интересно отыскать такие же сложные точки для других групп мировоззрений.
Поскольку названия есть только у весьма вымученных решений этих нерешаемых парадоксов, я наскоро назову сами проблемы.
Одни смотрят на мир и с несомненностью обнаруживают там то, чего в нем, по общей идее его устройства, быть не должно.
Другие смотрят на мир и среди ширящегося потока новостей об устройстве дальних звезд и планет никак не находят того, что там, по идее об устройстве мира, там быть должно.
Помимо холодной космической пустоты, не содержащей разумной жизни, другая сторона той же проблемы, вызывающая волны столь же пустой схоластики - рассуждения об этике у животных и развитии людской доброты в ряду эволюционных предков. Эта длинная череда разговоров пока не привела к какой-либо краткой формулировке вроде антропного принципа. Но там уже очень много наговорено - примерно это можно найти по словам "происхождение альтруизма у животных". Объяснения отсутствия космического разума и причин животного появления доброты очень похожи на способы объяснений по проблеме теодицеи.
У теистического мировоззрения критическая точка - проблема зла.
У материалистического атеизма - проблема добра.